От Редакции. В последнее время мы не очень балуем наших читаталей публикациями. Дел много. Но сегодня особый день. Пришла почта из Туркменистана. Разговор в ней о книге Рахима Махтумовича Эсенова "Возвращение" (М., 2008), которая уже стала бестселлером. Мы не будем ничего пояснять и добавлять. Из письма и так все ясно, особенно тем, кто знает роман и все его предисторию в рецензиях, кое какие из них упомянуты и даже опубликованы полностью на нашем сайте ранее. Так что читайте, и спасибо Кыясу Каррыеву, его выступление еще одно подтверждение простой истины - добро побеждает зло, и хорошо, когда это делается вовремя.
***
Работая в Интернете, наткнулся на сайт где развернулась не дискуссия и даже не просто разговор, а самая обычная болтовня вокруг книги Р. Эсенова «Возвращение». Все эти электронные послания иначе как записки сумасшедших не назовешь. В основном все сводится к смакованию сплетен, каких-то выдумок, небылиц. Убогость суждения, косноязычие, вперемешку с матерным лексиконом – свидетельство слабоумия, присущее пациентам «желтого дома».
Убежден, многие из них мало, что знают о самом писателе, тем более его творчество, иначе такое не писали бы. Ну а пишут, скорее всего, самые обыкновенные кликуши-наймиты, чьи заказчики – завистники, злопыхатели и обиженные ПРАВДОЙ Эсенова люди. За нее Он преследуется у себя на родине. Видимо, туркменские власти до сих пор его боятся. Именно Он бросил вызов политической элите страны.
Некоторые из «анонирующих» (от слова анонимщик), называют писателя-мудреца старикашкой, яшулишкой. Другие сомневаются в Его дееспособности и якобы уже давно ничего не пишет. Напоминаю «старый конь борозды не портит» и уверяю вас, еще глубоко пашет. Спешу также огорчить, готовятся к публикации еще несколько Его работ. Кто-то советует писателю не заниматься политикой, где Он ничего не смыслит. Но позвольте. Телевидение, радио, пресса, Интернет все это атрибуты жизни современного человека. Именно через эти источники мы узнаем о новостях политики, экономики, науки, культуры и т.д. в мире. Поэтому каждый здравомыслящий человек, в той или иной степени, ею занимается. Рахим Эсенов – публицист, корифей журналистики, писатель с мировым именем много работал и тесно общался с руководителями-политиками могучего Советского Союза, Туркменистана, президентами и королями многих государств, осуществлявших политику своих стран, поэтому Ему сам Бог велел заниматься ею. И не вам давать Ему советы, масштаб не тот. Вы напоминаете того самого капрала, который давал «советы» полководцу Наполеону.
В отличие от вас, мне доводилось общаться с Р.М. Эсеновым. Но тогда, в силу своей неопытности, других мировоззрений, я не совсем понимал глубину Его мыслей и суждений по некоторым вопросам. Поэтому, к сожалению, дружба с Ним не сложилась. Теперь, однозначно могу заявить, что Рахим Махтумович обладает одним их ценных качеств политика – увидеть будущее, просчитать и заглянуть на несколько лет вперед. И то, что сейчас происходит в стране, писатель предвидел еще несколько лет назад. Считаю, что нашим политикам не надо стесняться, а нужно искать и просить советы у этого мудрого человека, приобщать Его к общественной и политической жизни государства. Вспомните встречу президента Российской Федерации В.В. Путина в гостях у А.И. Солженицына, когда последний заметил: «Ну вот и наступило время, когда президент идет в писателю в гости». Хорошо сказал один и мудро поступил другой. Наши политики до такого не «опустились» бы.
Теперь о шутках. Они бывают разными, острыми и глупыми, плоскими и пошлыми и воспринимаются людьми в соответствии с их интеллектом. Если исходить из того, что эпизод с дождем – шутка президента, в таком случае писатель исходил из того, что в каждой шутке есть доля правды. Вот и подумайте, может именно в той самой доле вся «фишка» или в Бургутбабе? Похоже, вы относитесь к людям, которые слушают анекдоты, а затем им целый час объясняют, где изюминка и в чем смысл. А с чувством юмора у Эсенова все в порядке. Дай Бог каждому владеть им так.
Ловлю себя на мысли, кому я это все рассказываю. Достаточно будет сказать, что настоящие, авторитетные писатели разных стран и писательских союзов называют Р. Эсенова достоянием туркменского народа и писателя такого масштаба, к сожалению, в стране еще не будет десятилетия. Ну, а свое место в истории Он уже давно застолбил.
Ознакомившись с откликом госпожи Яновской на книгу «Возвращение», на ум почему-то сразу пришло расхожее выражение «ползающим не дано видеть парящих в небе птиц». Автор статьи примитивно рассуждает о творчестве маститого писателя. Но раз уж что-то побудило вас и других взяться за перо, то считаю, цель автора достигнута. Он, растревожив улей, встряхнул читателя и пригласил к разговору. И я вовсе не против критики, но объективной, я не против оценок, но от профессионалов, и я за полемику, где рождается истина. Я тоже могу сомневаться в каких-то утверждениях автора книги. Но до тех пор, пока не найду фактов, опровергающих их и наоборот, подтверждающих мое видение, считаю себя не вправе судить и распинать данное произведение.
Неуклюже рассуждая о политике, вы путаете понятия политик и политикан. Предполагаю, что, прочитав книгу, узрели в некоторых «героях» своих близких, знакомых или родственников. Именно поэтому вы откликнулись. Так вот те, которых критикует автор книги, и являются политиканами, т.е. беспринципными политическими дельцами, действующими исходя из корыстных побуждений и в своих личных интересах. В то время, когда Р. Эсенов твердо отстаивал свою гражданскую позицию, открыто выражая свои взгляды, подвергаясь при этом преследованиям именно по политическим мотивам, ваши «герои» возводили особняки, открывали счета в зарубежных банках, в общем, наслаждались жизнью, отмывая наворованные у государства деньги. В этом Эсенов никогда не нуждался. Он, фактически, был легальным миллионером, так же как Шолохов, Бондарев, Айтматов и т.д., получая солидные, честно заработанные гонорары за свои труды. Кстати, открою секрет, в свое время Он получал предложения от первого лица Туркменистана быть придворным писателем, посулив за то все земные блага, но Эсенов отказался.
Навешивание ярлыков – дело неблагородное. Ну, с чего вы взяли, что Р. Эсенов диссидент? Я нигде не слышал, чтобы Он так себя называл. Не надо голословить. Хотя может быть и правы, если иметь в виду тех, на чьей вы стороне. Первоначально, в средние века в странах Западной Европы – диссидент означало клятвопреступник, вероотступник. И в этом смысле таковыми являются ваши «подзащитные», которые дружно, хором клялись и присягали на верность, а потом предавали. Где-то с 19 века смысл этого слова трансформировался и в современном языке означает несходный образ мыслей, что не одно и то же с разностью во взглядах, мнениях, суждениях. Поэтому, как говорил К. Прутков: «Зри в корень».
Но вернемся к нашим баранам. Не перестаю удивляться, из какого такого ведра черпается информация об отношении Р. Эсенова к каким-то оппозиционным группировкам или соратникам по движению? Совершим небольшой экскурс в начало 90-х годов прошлого века. Еще в бытность Советского Союза Р. Эсенов, со свойственной Ему прямотой, изложил Ниязову свои взгляды на перемены происходящие в мире, указал на необходимость перехода страны на новые политические и экономические рельсы для достижения подлинной демократии, чтобы не остаться в стороне от столбовой дороги. Президент и его окружение (в том числе будущие «соратники») как черт от ладана шарахнулись от одного только упоминания слова «демократия», усмотрев в нем крамолу. И если писатель говорил, что только наличие оппозиции является одним из ее признаков и принципов, то это не значит, что он относится к каким-то группировкам.
Парадокс в том, что через определенное время для прохождения во власть чиновники всех мастей выстраивались в очередь для избавления от одного и получения другого партийного билета – демократа. Осознав правоту Эсенова, признать ее не могли, ибо все прогрессивные мысли и идеи в стране должны были исходить только от одного человека, хотя культ личности настоящая демократия отрицает. Смех разбирает, Онджик Мусаев – демократ. С сожалением приходится констатировать, побеждает тот, у кого меньше моральных ограничений. Так писатель остался один, в стороне от той самой дороги.
Позже «соратники» просили написать Р. Эсенова обращение к президенту и «грозились» подписать его. В результате подписались только двое, ныне покойный А. Реджепов и Рахим Махтумович. Как по классическому сценарию в последний момент трусливых зайцев ветром сдуло, наследив от страха, разбежались по норам. Опять один.
Надеюсь теперь понятно, что ни о каких «соратниках» или принадлежности к оппозиционным группировкам речи быть не может. Хотя все же у него есть друзья, единомышленники – это герои его книг, через мысли, рассуждения которых излагается жизненная позиция автора и в отличие от «тех», его никогда не предадут. А «Те» не герои его романа.
С раннего возраста детей учат говорить правду. Во многих странах присягают говорить правду и только правду. Мы всегда хотим узнать ее, ибо правда – есть истина и отражение действительности. Но как часто в жизни мы совершаем неблаговидные поступки, правонарушения, преступления… И начинаем ее бояться, скрывать, ненавидеть и отрицать. Парадокс, не так ли? Может, поэтому ПРАВДА Р. Эсенова до сих пор не дает кому-то покоя?
Вы скулите, пытаясь вызвать чувство жалости к тем, кто совершал преступления, и сидят в тюрьмах. Но вы не жалеете сотен людей, пострадавших по вине Б. Шихмурадова и его окружения, которые, купаясь в роскоши и карабкаясь во власть, подчас по трупам, в ней и утонули. Вы не жалеете десятки тысяч людей, пострадавших от туркменского «правосудия» и правоохранительных органов, которые курировал все тот же бывший вице-премьер, по чьей вине некоторые из них до сих пор гниют в тюрьмах, умерли, судьба многих неизвестна… И это – ПРАВДА! Она-то вам глаза и колет.
А вот еще один бред сивой кобылы «… Рахима Эсенова не считаю туркменским писателем, т.к. он пишет на русском языке». Да, пишет Он на русском языке, на языке Пушкина и Толстого, Достоевского и Гоголя, Горького и Шолохова, на языке, подарившем миру действительно Большую Литературу, у которой учатся многие литераторы. Это туркмен Рахим Эсенов, киргиз Чингиз Айтматов, казах Олжас Сулейменов… Они писатели разных жанров, разных направлений, но всех их объединил русский язык, что не мешает им быть глубоко национальными писателями. Они гордость и достояние своей страны и своего народа.
И как бы вы ни старались, брызгая ядом, принизить личность писателя, вы не та капля, которая портит бочку меда.
Но давайте отбросим все в сторону. Вряд ли вы назовете хоть одного человека в стране, кто мог бы с открытым забралом сказать в лицо С. Ниязову все то, о чем другие говорить боялись (речь идет об открытом письме Р. Эсенова). Или кто мог бы устроить демарш в знак протеста и не соглашаться с президентом. При этом писатель не прятался по заграницам и не голосил из-за бугра, что свидетельствует о его мужестве, смелости и честности. Эти качества всегда вызывают чувства восхищения и уважения.
Кстати, я что-то не припомню ни одной фамилии политика, литературоведа или критика, хотя бы созвучной с фамилией Яновская. Полагаю, что это не настоящая фамилия, а лишь личина, под которой обычно прячутся робкие и трусливые люди. Ну, а если я ошибаюсь, то рекомендую вам, дабы скрыть примитивность своих суждений, подобрать соответствующий себе псевдоним, например «Дубовицкая», но лучше «Моськина». И знаете почему? Мне просто пришли на ум, как и в начале письма слова «…знать Моська наша так сильна, коль лает на Слона»…
Ильяс Каррыев
г. Ашхабад, май 2009 г.