пятница, августа 13, 2010

К проблеме системного изучения истории туркменского ковроткачества

Кадыров Ш.Х.

Часть 1: Ковроделие и кошмоваляние (по следам С.М. Дудина и В.Г. Мошковой)


Ковровые изделия туркменов в Центральной Азии самые совершенные и самые древние, считал С.М. Дудин (1970. С. 111). Среди этнонимов туркменов встречается не мало разных лексем, указывающих на то, что этническая группа, клан (бабадаш) сформировалась из профессиональной: уссачи, демирчи, балыкчи, арабачи и др. Ковроделию и кошмовалянию в этом плане повезло меньше. Кошмы делали практически все туркмены и потому это занятие не могло стать этнонимом. Отсутствие группы халычи (ковроделов), вероятно, связано с тем, что система родства в этнических группах была патриархальной, шла по отцовской (мужской) линии, в то время как ковроткачеством и кошмовалянием издревле занимались, за редким исключением (например, некоторые группы туркменов Афганистана), преимущественно женщины.

В фундаментальной литературе по коврам туркменов Туркменистана имеющиеся изделия до недавнего времени датировались концом XVIII в. Однако, сравнительно недавно коллекционеры методом радиоуглеродного анализа установили, что в их коллекциях находятся изделия конца XV-XVI вв. (Хоффмайстер П. 2002. С. 99-105). Таким образом, мы имеем свидетельства того, что отдельные ковры могут «жить» столетиями, хотя типичный возраст современного ворсового ковра, например, в Азербайджане 150 лет, а неворсового максимум полстолетия (Алиева К.М. 1984. С. 40).

Цветовая гамма традиционного туркменского ковра сдержанна и благородна. Основной цвет красный, от яркого праздничного до лилово-коричневатого. К.М. Алиева считает, что доминирование красного цвета на коврах Азербайджана связано с изобилием естественных красителей этого цвета (Алиева К.М. 1984. С. 78). Многообразие спектров этого цвета в сочетается с теплой экспрессивностью тонов. Наконец, не будем забывать, что туркменское степное «красное» кровроделие оказало заметное влияние на кавказское. В ряде случаев, оно было просто продолжением туркменского ковроделия на Кавказе.

Красный цвет в туркменских традиционных коврах дополняют в небольших количествах желтый, темно-зеленый, синий, темно-синий (в Азербайджане: коричневый, синий, зеленый). Сочетания красного и синего создают эффект легкой контрастности (красный цвет приближает, синий - отдаляет). Контурные обводки выполняют темно-синим, темно-коричневым, иногда черными красками. Белые детали узора не выделяются из общей гаммы - белая шерсть имеет теплый, кремовый оттенок. Поверхность хорошего туркменского ковра отличается глубиной цвета, бархатистостью, легким мерцающим блеском. Он усиливается от длительного пользования, т.к. ворс приглаживается, истончаются и расщепляются концы нитей.

Расщепление ворса от трения приводит к тому, что ковер не изнашивается, обретает серебристый оттенок (эффект «мерцания ковра»). С.М. Дудин описывает иной случай мерцания. «В особенно удачных экземплярах это истончение ворсовых ниток в связи с легким пожелтением шерсти до цвета слоновой кости) особенно заметным в белых частях орнаментной уборки, сообщает им легкую золотую побежалость, еще более красивую, чем несколько менее блестящая серебристая побежалость» (Дудин С.М. 1926. С. 99). Этот же автор сообщает об утрированном эффекте побежалости, достигаемом туркменами путем «затаптывания» готового ковра, растирания и мойки его водой с песком (там же. С. 100).

Ковроделие - ремесло, кустарный промысел. Лишь удачное сочетание целого комплекса факторов переводит отдельные экземпляры туркменских ковров в разряд произведений настоящего, высокого искусства. Плотность туркменского ковра позволяла показать и ощутить тонкие цветовые комбинации и гарантировала долголетие изделию. Однако считать плотность главным достоинством ковра (чем она выше, тем прочнее изделие и четче рисунок) было бы упрощением. Количество узлов достигается, главным образом за счет изнурительной монотонной рутинной физической работы. На изготовление 1 кв. м ковра туркменка затрачивала месяц (!) работы (В.Г. Мошкова. 1970. С. 21). Тайна туркменского ковра не в его плтности. Более того, ковры старинные вовсе не блистают качеством плотности. Напротив, высокая плотность делает ковры излишне жесткими и ломкими, рисунок на таких коврах также становится ломким, сухим (Саурова Г. 1968. С. 31). Как и по части всего остального в искусстве, мастерство состояло в том, чтобы соблюсти чувство меры.

Цветовые (точнее, тональные) комбинации должны быть четкими за счет плотности и вместе с тем переливаться, что зависело от приемов стрижки ворса. Специальная неравномерная стрижка ворса у салыров, создавала игру цвета, тонов фона и узора. Именно по распределению тонов и фона специалисты безошибочно отделяют туркменский ковер от яркого и пестрого персидского. В последнем всегда сохраняется выраженная неравномерность фона и орнамента (доминирует либо то, либо другое) (С.М. Дудин. 1926. С. 95, 104). В туркменском ковре иначе. Хотя площадь фона почти никогда не превышает площади орнамента, а эффект доминирования фона возникает из-за одинаковости цвета фона и орнамента (Мошкова В.Г. 1970. С. 43).

Огромную роль играли натуральные красители и способы особой обработки шерсти. Туркмены использовалась шерсть сараджинской породы овец вплоть до конца первой четверти XIX в. и натуральные растительные красители местного происхождения. Протрава готовилась из квасцов джугары, пшеницы, ячменя. Дубители - из золы местных растений: бозгунча, сазака, гузарлика (юзарлика), карка (каррагана), чогана, черкеза и адживы, ветвей тутовника. Зола черкеза считалась лучшим закрепительным средством. Чоган употребляли как протравитель и закрепитель при окраске мареной (Мошкова В.Г. 1970. С. 237). Ковровые изделия Чаршанги и Бурдалыка (Восточный Туркменистан) ткались из шерсти каракулевых овец (араби, ширози, комак) с особой мягкостью и бархатистостью. Бухарская шерсть, однако, содержала мало светлых тонов, в то время как туркмены предпочитали шерсть светлую, белую, удобную для окрашивания. Шерсть козы и верблюда также использовалась, но в основном (козья шерсть), чтобы придать основе ковра прочность. Один из «секретов» красоты туркменского ковра состоял в том, что шерсть тщательно расчесывалась, а все второсортное уходило на изготовление кошм.

В Ашхабаде и его аулах популярностью пользовалась пендинская (южная часть Марыйского велаята) шерсть, эластичная и с особым блеском (Мошкова В.Г. 1970. С. 310). В целом, туркменские шерсти за большой содержание светлых тонов, упругость считались лучшими в Средней Азии. Йомуды использовали шерсть овцы долак*, причем с лопаток, бочков, лучшей части спины и брюха овцы. Помимо шерсти овцы использовали шерсть козы и верблюда, но в небольших порциях. Козья шерсть шла в основном на прядение нитей для основы ковра.

Употреблялась нежная шерсть исключительно весенней стрижки: длиная, нескурчивающаяся при прядении. Отдельные йомудские ковры иногда проигрывали в цвете именно потому, что отклонялись от этой традиции. Хорошие шерсти получали из откормленных (при отсутствии жира шерсть теряет блеск), перегонных овец. Суть перегонки состояла в том, чтобы промыть шерсть на овце, несколько раз перегнав ее через чистую воду (Мошкова В.Г. 1970. С. 31). Термин «перегонка» был не во всех случаях точен. Например, в Кашкадарьинской области овцу не загоняли в воду, а, перевернув за ноги, полоскали в воде (Мошкова В.Г. 1970. С. 238).

С 70-х гг. XIX в., с началом вовлечения туркменских ковровых изделий в рыночный оборот, получили распространение пошлые и непрочные, яркие, быстро выцветающие и боящиеся влаги анилиновые краски, что привело к резкому снижению качества туркменских ковров. Особенно сильно пострадали от анилина ковры йомудской, човдурской, эрсаринской групп, в результате чего их значительная часть приобрела бледный, холодный, пятнисто-выгоревший, белесоватый, изношенный, тусклый и неопрятный вид. Отчасти это происходило потому, что туркменам этих «племенных» регионов не доставались растительные красители, для льготного распределения которых власти организовали специальные конторы в Мерве, затем в Ашхабаде (текинских регионах). Ссуду на крашенную шерсть получал тот, кто имел родственные связи с поставщиками (Мошкова В.Г. 1970. С. 237).

До 1914 г. анилин все еще использовался вместе с растительными красителями. Однако после войны использование анилина стало почти повсеместным. От растительных красок отказывались сами ткачихи, считая, что их использование доставляет массу хлопот.

Рисунок ковров в конце XIX - начале ХХ в. также становится менее четким из-за снижения плотности узлов (рыночная спешка в изготовлении), все труднее становилось найти хорошую шерсть из-за оптовой закупки шерсти у населения агентами для других целей. Эксперты заговорили об опасности утраты местным населением древних традиций.

В советское время, несмотря на положительные изменения (возникновения фабрик и цехов с государственной поддержкой) кризис качества ковроделия не ослабевал в результате форсированных темпов выполнения и перевыполнения государственного плана и социалистического соревнования и сопутствующих этому экологически вредных низкокачественных тусклых хромных красителей. Вместе с тем, государство было экономически заинтересовано в экспорте качественных ковров и получении доходов, которые в царское время конкурировали с доходами от сельского хозяйства. В постсоветское время к этому прибавился фактор национального престижа. Ковры были и есть тем единственным, что выгодно отличало туркменов от других наций в вопросе вклада нации в мировую культуру. Они же облагораживали и внутреннюю жизнь туркменского общества, развивали генетически утонченное чувство вкуса, гармонии цвета, давали женщинам заработок, которым, традиционно, они могли распоряжаться сами, а при разводе женщина имела право забрать все ковровые изделия изготовленные ей в дом родителей. Многомесячная работа над ворсовым ковром, а еще чаще над войлочным ковром, требовала коллективных усилий, способствовала укреплению связей поколений, разрывала, обычно замкнутый, круг жизни туркменок.

Продолжение следует.