среда, сентября 15, 2010
Бердымухамедов решил изменить Историю
14.09.2010 21:03
Государственное информационное агентство Туркменистана (TDH)
Сегодня Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов провел совещание, посвященное вопросам развития культуры, исторической науки, формирования новой государственной и общественной идеологии.
Было указано, что (в эпоху Туркменбаши):
1. Историки, другие деятели науки, культуры и образования стали меньше внимания уделять вопросам древней, средневековой, новой и современной истории Туркменистана, неразрывно связанной с историей других народов региона.
2. Нет теоретических работ, творческого подхода, новых идей.
3. Настало время еще раз все основательно пересмотреть и на основе достоверных исторических и археологических данных, неоспоримых свидетельствах прошлого туркмен вывести на новый уровень работу созданных в структуре АН Туркменистана институтов истории, археологии.
4. Наметилась стагнация в развитии исторической науки,
в продвижении научных открытий и разработок отечественных специалистов, в своем большинстве сохраняющих узкоспециальный подход к исследовательской деятельности.
5. Есть пробелы и по отдельным периодам отечественной истории.
6. Необходимо усовершенствовать учебник по истории Туркменистана
создать научно обоснованную теорию происхождения туркменского народа,
изложить стройную периодизацию исторических этапов, начиная от зарождения нации и до наших дней.
7. Необходимо обновление направлений и проблематики исследований,
формирование солидного контингента отечественных специалистов по теории и философии истории.
8. Создать обширный и уникальный по дисциплинарному охвату и содержательным новациям комплекс научных, учебных и методических изданий.
9. Предметом изучения в этом направлении должны стать общество как целостная и развивающаяся социальная система, общие законы и движущие силы исторического процесса, основы и принципы национальной государственности.
10. Необходимость формирования идеологии Туркменского государства эпохи нового Возрождения, приоритетным ее направлением должно стать построение новой философии бытия.
Примечание Редакции.
Приветствуя намерения второго президента, все же не стоит обольщаться и думать, что это некая революция в исторической науке. При всем желании президента, в Туркменистане нет достаточно сил для решения поставленных задач.
Другое дело политический контекст выступления: отказ от Рухнамы как главного препятствия на пути развития исторической науки в Туркменистане. Об этом не сказано ни слова, но политика на то и политика, чтобы вежливо обращаться с проблемами. Оголтелая и адресная критика Рухнамы никому не нужна, она взбудоражит общество. Нужно Рухнаму аккуратно опрокинуть, показать, что свое отслужила.
Но для чего? В выступлении президента прямо указано, чтобы поставить историческую науку под новую идеологию, загнать ее в новые рамки, более широкие, но все же идеологические рамки восхваления пресловутой туркменской государственности (!?), которой, и об этом прямо указано в речи президента, несколько тысяч лет?!.
Если это так, а это так, то ничего путного не получится. Впрочем, не думаю, что президенту нужны какие то действительные результаты науки. Ему срочно нужно выбросить из сознания туркменов все что связано с Туркменбаши-1. Ну, что же и на этом спасибо.
На фото: год 1963-й, визит в Туркменистан секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству Фрола Козлова и посещение им потемкинской деревни под названием колхоз "Совет Туркменистаны". На снимке московский гость беседует с Хыдыр-ага Орусовым. Рядом в шляпе крупная историческая фигура Туркменистана Балыш Овезов - первый секретарь ЦК КПТ. На дальнем плане - корреспондент газеты "Правда" по ТССР Рахим Эсенов, книги которого по истории туркменов арестованы Туркменбаши-1. Интересно, найдется (и сколько) места в новой истории Туркменистана для этих людей, для Балыша Овезова, которого за глаза сослуживцы называли "Джунаидом" (он и в правду был его соплеменником). Наберутся ли смелости после исторической речи второго президента об исторической науке туркменские историки (подхалимы и махровые националисты), поджавшие хвосты в эпоху Туркменбаши, рассказать правду о туркменском обществе как о "целостной социальной системе"? Не думаю, но верю.
Кстати, поскольку президент призвал изучать и историю туркменского языка, то подброшу ему идею о том, что Баши в туркменском не только "голова" и "предводитель", а в варианте БА:ШИ - рана, страдание, печаль, скорбь.