(продолжение, часть 2)
Туркменские коллеги, прибывшие на конференцию всерьез полагают, что идентификаций может быть не несколько, а только одна. Им и невдомек, что человек может самоотождествлять себя туркменом-шихом (т.е. в текинском понимании нетуркменом) и текинским шихом (живя в окружении господ теке), туркменом в Туркменистане (в тюбетейке), а также туркменом вне Туркменистана (в Амстердаме и без тюбетейки), и все это в одном лице и в зависимости от ситуации и способности к самоадаптации к различным культурным средам и политической конъюнктуры. На фото: справа заведующий сектором археологии АН Туркменистана Айдогды Курбанов, в центре его коллега заведующий сектором «Этнической истории» «чистокровный туркмен» Хангулы Курбанов, справа известная исследовательница, блестяще владеющая туркменским языком, профессор Департамента Министерства национальной безопасности США Виктория Климент.
Этому, кстати, были посвящены интересные, хорошо вписывающиеся в проблематику социальной истории заявленную в названии конференции, этнографические доклады кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН О.И. Брусиной о туркменах юга России, и доклад на базе собственных наблюдений, интервью, русских архивов в Туркменистане Isaac Scarborough о коммуне спецпоселенцев (азербайджанцев, чеченцев, дагестанцев) в Иолотани, самоопределяющей себя как «советские». При этом, в это понятие американский исследователь, со ссылкой на Марата Хасанаева, вкладывает не смысл преданности идеям марксизма-ленинизма, советской власти или что-то подобное, а представления о доброжелательности, дружелюбия, открытости, теплых человеческих отношений, стремление жить в гармонии. Формирование новой идентичности связано, подчеркнул докладчик, именно с многонациональным составом Иолотанской коммуны. отличительная черта «советских». – интернациональность.
Поразительно, что живущие в туркменском окружении «советские» были жертвами советского террора против кулачества (первая волна) и национальных меньшинств Кавказа(вторая волна). В прениях по докладу о «советских» в Иолотани был задан вопрос о том, почему не сложилось таких интернациональных общностей людей с различным прошлым в других местах, например, в многонациональных городах Баку, Тбилиси, Ашхабаде и др.? Возможно, что Иолотанская коммуна объединялось таким присущим только ей признаком как общность исторической судьбы. Возможно также, что само название или прозвище привилось благодаря двоякому смыслу, который вкладывался в понятие «советские».
Позитивный смысл (открытость, доброжелательность, интернациональность/надэтничность и т.п.) был квази-официальным, а негативно-иронический – не «совки», а пострадавшие по воле Советов, попавшие в Туркменистан в результате действий советской власти – имел значение скрытого и реально отражающего ситуацию. Исследование показало, что культурно-политические конструкции типа Иолотанской коммуны могут предшествовать формированию этносов. Перед нами едва-ли не первый зафиксированный наукой случай начала предыстории формирования в Средней Азии новой исторической общности, получившей десятилетия позже официальное название «советский народ», охватившей все национальности и народности СССР. Несмотря на, что это название было спущено ЦК КПСС «сверху» исследование американского ученого показывает, что эта общность и соответствующая ей форма самоидентификации имела специфические импульсы для формирования «снизу», как побочный эффект сложной комбинации факторов, и до сих пор не утратило актуальности. Доклад Isaac Scarborough конкретно подтверждает теоретическую возможность формирования территориальных общностей в парадигме (ментальной модели) инструментализма, в которой идея «единства крови» не играет главной роли.
Специфический вариант сложной этнической самоидентификации показывают туркменские общности юга России, о которых рассказала в своем докладе О.И. Брусина. Для этого автор выезжала в командировку в Ставропольский край России и изучала туркменов, проводила индивидуальные беседы, пилотажные опросы, изучала местную прессу. Исследование показало, что, несмотря на все исторические перипетии, местные туркмены сохранили все уровни идентификации: российский, туркменский, родоплеменной. Они осознают себя особой этнической частью туркменского метаэтноса, на культуре которого сказалось российское влияние, влияние Кавказа, влияние ногайцев. Туркменские общества Ставрополья и далее будут сохранять свою особую идентичность, которая, возможно, будет усиливаться в связи с тем, что туркмены Туркменистана идут особым путем развития и не оказывают должной помощи в культурном развитии туркменов Ставрополья, возможно потому, что не считают их «чистыми туркменами». Перефразируя одного из организаторов конференции Амике Баума, можно сказать, что Туркменистан выбрал для себя путь отдельного развития и неполной интеграции в российские дискурсы.
Что уж говорить о туркменах Ставрополья и Астрахани, если в самом Туркменистане большая часть населения, как показал сайт Викиликс, руководством страны считается неполноценными туркменами. Можно было бы поставить под сомнение данные этого сайта. Но конференция в Амстердаме прямо подтвердила, что такое отношение туркменов к туркменам далеко не случайность. На конференции, по просьбе ее организаторов, была организована и представлена небольшая фотовыставка о советских туркменах из уникальной и самой представительной в мире коллекции экспедиционных фотографий доктора исторических наук Г.П. Васильевой. На ней были показаны туркмены всех регионов Туркменистана. Каково же было наше удивление, когда упомянутый выше туркмен из «племени» ших Хангулы Курбанов стал публично комментировать, на каких фотографиях изображены, по его мнению, настоящие туркмены, а на каких те, кого нельзя так называть.
Окончание следует.