пятница, февраля 08, 2013

Уникальные мемуары Владимира Артыкова

Владимир Андреевич Артыков на
презентации своей новой книги
"Обнаженная модель"
 (Москва, 2012. - 492 с. Илл., фото)


7 февраля с.г. в Москве в Доме славянской письменности прошла очередная (идущая с лета 2012 г.) презентация  книги Владимира Аннакулиевича Артыкова "Обнаженная модель"
(издательство "Наш Изограф"). Живописец, художник-постановщик, режиссер-документалист... всех профессий и титулов  ветерана советской, туркменской и русской культуры сразу и не перечислить. Он вице-президент Международной Академии творчества, академик-секретарь, руководитель Отделения Евразийского искусства МАТ, заслуженный деятель искусств Туркменистана и т.д.  и т.п.

Наш земляк родился в в 1934 г. в Ташкенте, а в 1935 году оказался в Москве, "в кривых переулках старого Арбата". Но какова сила тяги к своему, туркменскому. Он возвращается в Ашхабад и заканчивает художественное училище им. Шота Руставели  И в последующем оказывается тесно связанным по жизни  и работе с родиной своих предков.

Картины В. Артыкова хранятся в Третьяковской галерее (например, "Комсомольская свадьба", 1978 г., "Каракумский канал - артерия дружбы народов СССР", 1982), в Музее искусств Туркменистана и России, Украины, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии. http://www.vladimir-artykov.narod.ru/pages/painting.htm

Владимир Анакулиевич (Андреевич) Артыков  был художником постановщиком в фильмах "Утоление жажды, "Приключение Доврана", Тайна предков", "Ураган в долине, "Восход над Гангом", "Служа Отечеству", "Дезертир".

Обсуждение книги
Книга В. Артыкова - уникальное собрание ценнейших сведений о прошлом советской культуры и прошлом советского Туркменистана.   Тут и эпизоды из биографии Алты Карлиева, Ашхабадское землетрясение 1948 г.,  воспоминания о фильме, съемки которого проходили и на моих глазах в далеком детстве -  "Сбежала машина" ("Бывает и так"), впечатления художника от встреч при съемках фильмов с народными артистами СССР Павлом Кадочниковым, Лялей Шагаловой, Георгием Жженовым, Петром Олейниковым (фильм по повести Трифонова "Утоление жажды"), о Булате Мансурове, Ходжакули Нарлиеве,  Юлии Друниной, 3урабе Церетели, архитекторе Ашхабада Абдулле Ахмедове, скульпторе Эрнесте Неизвестном, Нуры Халмамедове, Ларисе Лужиной и мн. мн. других известных художниках.

Книга будет очень полезна тем, кто мечтает посвятить себя кинематографу. И не только потому, что в ней рассказывается о жизни художников театра и кино, но и о том, как снимаются фильмы, что стоит за кадром, поясняются технические секреты киноискусства и специальные понятия, которых не найти в энциклопедиях и словарях по кинематографии.

Книга-мемуаров В.А.Артыкова сопровождена фотографиями из домашнего архива автора. Среди них фото отца, матери, родственников из семьи Б. Кербабаева (старшая сестра В. Артыкова, Евгения была супругой сына Б. Кербабаева - Бакы), ранее малоизвестная фотография учеников Куропаткинской школы садоводства, огородничества и шелководства, которую закончил отец художника Аннакули Артыков (позднее секретарь Ташаузского окружкома партии, постпред ТССР в Узбекистане, Москве, министр посвящения ТССР и т.д.), цветные иллюстрации наиболее известных полотен художника.

С В.А. Артыковым я встречался почти 40 лет назад. Это было дома у моего учителя этнолога Марата Дурдыева. Их финский домик в Ашхабаде примыкал к садику с таким же маленьким домиком известного туркменского и советского дипломата Клыча Кулиева, а далее, если пройти по узкой кирпичной тропинке, начинался дом Кербабаева. Я уже упоминал, что Артыков  - родственник Кербабаева. На веранде у Марата было в этот день что-то вроде ужина с гостями. Там то я и увидел В.А. Артыкова. Был я тогда зеленным студентом (1970-е гг.) и конечно никто меня никому не представлял.

Я просто сидел как всегда рядом с малоразговорчивым (при гостях) Маратом.  Тогда то я впервые услышал историю о великом художнике Эрнесте Неизвестном, который  к этому уже успел поставить свой всемирно известным горельеф на партархиве в Ашхабаде. В.А.Артыков  случайно встретился со скульптором где то на диком пляже Черного моря и тот рассказал им о себе и поделился с ним планами уехать заграницу из-за чинимых ему притеснений в Москве (Э. Неизвестный был участником знаменитого разгрома Н. Хрущевым художников-абстракционистов на выставке в Манеже).  Кстати, в 2000 г. будучи в Нью-Йорке я попросил своего друга журналиста Володю Война организовать мне встречу с Э. Неизвестным. Володя, тут же на улице, полистал свою старую записную и побежал в автомат звонить. Но  мастера не оказалось дома.

Одна из ранних работ Владимира Артыкова
"Открытие памятника В.И. Ленина в Ашхабаде" (1980 г.).
Артыков не абстракционист и не диссидент, его
творческая стилистика ближе к наивной живописи
Нико Пиросмани и Бяшима Нурали.
Достоверность, ностальгия, лубочность, мечта, народный быт,
этнографическая  парадность, панорамность
и верность принципам гуманизма советской эпохи.
Как в живописи, так
и в литературе - полное отсутствие вызова власти (и даже наоборот),
социальной конфликтности, социальных противоречий,
но сила духа, которая в силе верности дружбе
- такова, как мне кажется, парадигма  художника В.А. Артыкова,
достойная уважения.
Вот, такие полу-диссидентские разговоры шли в тот день на веранде у Марата. Буквально пару-тройку недель назад я вновь увидел Артыкова и напомнил ему о нашей встрече тогда в середине 70-х.  Жаль, что в его книге не нашлось места для Марата Дурдыева и вообще всей этой семьи, в составе которой были и советские дипломаты и государственные деятели.  Воспоминания о Марате все еще ждут своего мемуариста.  А какие блестящие воспоминания мог бы оставить после себя сам Марат, доживи он до наших дней. Было время он делился шутливо, что пишет роман "Зори над Парфией".

Я вспомнил обо всем этом потому, что считаю мемуары Владимира Андреевича примером для подражания в создании такого рода жанра для туркменской исторической литературы. А ведь мог бы и не написать, все у него есть: и  почет, и слава, и звания, и благополучие, и уважение, и ученики, и друзья. Но вот взял и сделал. Такие люди как Артыков рождаются неординарными, у них не только голова, но и  светлое динамично стучащее в двери душ окружающих сердце. Такие не могут жить вне работы, вне творчества, вне каждодневных переживаний настоящего и переосмысления прожитого.

Владимир Артыков и его
новая книга "Обнаженная модель".
Первая презентация книги состоялась
в Московском доме национальностей,
затем были презентации в городах
Белев, Таруса, Коломна.
Спасибо Владимиру Аннакулиевичу Артыкову за его книгу. Читается она запоем, потому что написана искренне, с тонким житейским юмором, не навязчиво, без пафоса, по-доброму, человеческим языком, с точной интонационной передачей своеобразия живой речи участников диалогов. Описания сделаны легкими мазками-слов, фраз, предложений, знакомых, памятных, близких, не напрягающих подтекстами и прочей заумью сложного сюжета, легко поднимают настроение читать и читать дальше.

Ну, откуда еще можно было узнать, что русофил и одновременно местный  патриот Алты Карлиев говорил на русском языке с сильным акцентом, что Олег Петрович Жаков в перерывах съемок "Утоление жажды" ловил по ведру рыбы каждый день своей заядлой рыбалки на Каракум-реке, что Ходжакули Нарлиева привязывали к днищу самолета веревками для съемок с воздуха, что Е.Моргунов на съемках не расставался с  пузырьком, а Г.Вицин был болезненным  вегетарианцем...

У Артыкова есть известная  картина  "Тарусский серебрянный шар искусств" (2010 г.), на которой переданы портреты десятков известных людей, с которыми сталкивала его творческая судьба. Новая книга художника нечто подобное по замыслу, только теперь перед нами не группа людей, а поток - полноводная река образов, лиц, ситуаций, событий, встреч, расставаний, диалогов.

На презентации своей книге 7 февраля, Владимир рассказал, что стал художником случайно. Взялся за кисть, написал картину, а ее возьми да и купи Третьяковская галерея. Так и с этой книгой. Никогда не был писателем, а вот взял перо и написал мемуары, которым уже сейчас стопроцентно уготована судьба бестселлера.

Правда, сегодня слово бестселлер уже устарело. Интернет переделал наш быт до неузнавамости, в нем  теперь нет прежних проблем, откройте личную страничку сайта художника  http://www.vladimir-artykov.narod.ru/pages/article/sk_ch_56.htm
и начинайте читать прямо сейчас сокращенную электронную версию книги нашего земляка.