среда, февраля 06, 2013

Шохрат Кадыров: Туркменистану нужен музей фотографии

На фото 2009 г. из домашнего архива автора, аксакал
фотографии Туркменистана Абдулла,
его брат Аббас (в центре) и известный фотожурналист
республики Аликпер Гусейновы. Ашхабад, 2009 г.




По меньшей мере двое из них Аликпер и Абдулла сделали для Туркменистана необыкновенно много и отрадно, что пробуждающийся интернет в Туркменистане все же смог
2 февраля с.г. обозначить свое уважение к одному из главных фотографов Туркменистана второй половины ХХ столетия Абдулле Гусейнову свое уважение, опубликовав о нем хороший материал http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=3254. Правда и тут не обошлось без головотяпства - материал опубликован не в разделе "Культура", а в рубрике "Общество и медицина" (!?).

Абдуллу и Абаса я знал с детства. С Аликпером познакомиться не посчастливилось, хотя и много раз видел его, энергичного, обвешанного фотоаппаратами и фотосумками, быстро двигающегося по Ашхабаду; читал его очень интересные журналистские очерки (остальные Гусейновы этим не выделялись) о туркменском кино, театре, да и не только об этом (вспомнить, к примеру, его замечательный очерк о нашей землячке известной разведчице Ирине Каримовой).

Откуда я знал Абдуллу, который старше меня аж на 20 лет? Повезло, можно сказать. Я учился в одном классе восемь лет в школе номер 16-ть на улице Белинского (ведущей от проспекта Свободы/Махтумкули прямо на Текинку (базар) с его сыном Генкой (наверное, его звали все-таки не Геннадий, а как-нибудь Гусейн или что-то в этом роде). Но мы его звали Генкой или в шутку, Гусейн-Гуслия. И в этой же школе работала многие-многие годы супруга Абдуллы, мама Генки, преподавая русский язык и литературу. Звали ее Эмма. Абдулла очень любил Генку и было приятно смотреть, какие демократические отношения  и сама атмосфера царили в их семье.

Жили они на углу улиц Шаумяна-Мопра, в глубине края квартала, в частном домике с двориком. Генка, как и полагается унаследовал увлечение отца и прекрасно знал фотодело, став впоследствии  талантливым фотографом, сотрудником республиканских газет и журналов. Генка был первым, кто стал учить фотографировать и меня, т.к. у меня был для того времени весьма престижный фотоаппарат "Зенит". Мы не только целыми днями фотографировали. Генка был страшно креативным человеком. Мы творили под его чутким руководством, создавали с помощью фотомонтажа и вырезок из журналов самые необычные фото-композиции, а затем шли к Генке домой и проявляли снимки. Генка, спустя много лет, стал фотографом моей книги об Ашхабадском землетрясении.

Так, при его участии на обложках книг ученых Академии наук Туркменистана стали появляться фотографии авторов книг. Это был, если не ошибаюсь 1990 год. Потом Генка куда-то пропал, а может быть пропал я. Его отец был страстным и очень профессиональным фотографом и плюс ко всему обладал неиссякаемым чувством юмора и  доброты. Шутил он со всеми, причем в жанре специфических приколов. Особенно это притягивало к нему  нас, детей, в частности, то что он разговаривал с нами абсолютно демократично и серьезно,  как со взрослыми. В этом было его неотразимое обаяние.

Аббас, как я помню, фотографией не занимался, но был из той же гусейновской породы, такой же открытый, оптимист и шутник. Таким же открытым к людям остался в моей памяти и Генка, только плюс ко всему был он уточненной, легко ранимой натурой, азартной. Одним словом, Гусейновы были органической частью моего мира интеллигенции советского Ашхабада.

Несколько слов об Аликпере. Он был наиболее активным и деловым среди Гусейновых в последние десятилетия прошлого века. Его имя было на слуху, постоянно мелькало в газетах. При этом нужно уточнить, что несмотря на одинаковость фамилии он родственником (во всяком случае братом или сватом, Абдулле и Абасу не приходится). Так, вот у Аликпера, насколько мне известно, дома находится самая грандиозная коллекция его фотографий, гигантский фотоархив, на котором запечатлена жизнь Туркменистана с позднесоветского времени и по сей день.

На фото советского времени первое
высотное здание в Ашхабаде после
катастрофического землетрясения
1948 г. - Центральный госархив ТССР.
В его фондах пялятся и приходят в
негодность десятки тысяч фотографий.
Много раз художник просил власти разрешить ему открыть свою фотовыставку, выехать со своей экспозицией за пределы республики. Но всякий раз, как это и было принято при первом реформаторе, получал отказ. А ведь уважение к клану Гусейновых, да и не только к ним (в стране тысячи фотолюбителей) могло бы проявится не только в публикации в адрес Абдуллы статьи в интернете на сайте "Туркменистан", но и в создании в Ашхабаде государственного Музея фотографии (такого, кстати, нет ни в одной республике бывшего СССР).

Насколько мне позволяет судить опыт, если даже завтра президент Туркменистана разрешит открыть такой музей, произойдет это никак не раньше, чем через 2 года. Таков средний оптимальный интервал  разделяющий в этой стране принятое решение и его реальное исполнение. Но сделать это очень важно. Если бы нашлось здание, то Музей можно было открыть уже в этом году. Для этого есть все возможности, в частности, в Центральном государственном архиве с советских времен работает Отдел кинофотодокументов.

Уникальное фото существующей
до сих пор башни с часами
(Ашхабадский Биг-Бен)
в момент, когда часы еще
не установлены.
Домашний архив автора.
Ничто не поможет нам воскресить прошлое лучше, чем профессиональные фотографии и любительские снимки из домашних архивов туркменистанцев. Ничто не поможет нам документальное подтвердить, что это было и никогда не уйдет из нашей памяти, потому что мы люди, потому что в Туркменистане должна быть, есть и развивается своя самобытная культура, потому что никаким запретами и ограничениями не смыть и не истоптать память о предках.  Ни тех археологических предках, о которых любят трубить туркменские записные историки и этнографы, а о тех, кто действительно таковыми нам приходится.

Открытие музея фотографии в Туркменистане , одним словом, было бы важнейшим политическим актом нового руководства страны, а значит и заслужило бы ответное уважение  ее граждан.





Далее см.: