понедельник, февраля 25, 2013

Умом туркменов не понять, Танапом Каспий не измерить...


Провал проекта Набукко всячески стараются скрыть и даже придумали как это сделать.  Появился Набукко/west, т.е. Западный Набукко, т.к. Туркменистан все еще не желает участвовать в большой (назовем его так) Набукко, который предполагает вести газ из Туркменистана, через Каспий в Азербайджан, а далее через Турцию в Европу. 


Ни Набукко, ни Набукко Западный теперь не существуют, а есть проект TANAP, который уже в этом году начнет реализоваться.



ТАНАП протянется с востока на запад Турции до границы с Болгарией или Грецией и станет составной частью проекта Южный газовый коридор. По нему будет транспортироваться на европейский рынок газ из разных источников, прежде всего, с азербайджанского Шахдениза на Каспии. Минимальная пропускная способность трубопровода составит 16 млрд кубометров в год. 


Стоимость проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP) из-за внесения некоторых изменений в его окончательный маршрут будет увеличена до 10 миллиардов с 7 миллиардов долларов, заявил глава SOCAR Turkey Energy ("дочка" Госнефтекомпании Азербайджана, ГНКАР), член правления нефтехимического комплекса Petkim Кенан Явуз в интервью турецкой газете Zaman. 80 процентов проекта оплатит азербайджанская сторона.
Эрдоган и Алиев-младший


 Танап на чагатайском, т.е. на общетюркском, мера не морская, а земельная. Этот ТАНАП - все тот же Западный Набукко, но смена названия окончательно ставит точки над, а вернее под, проектом Большого (морского, каспийского) Набукко. Помимо прочего (экология, интересы России, Ирана) прозвучал и еще один важный мотивчик, а именно: азербайджанская сторона вовсе не заинтересована путать свой газ с туркменским при продаже такового в Европу. Зачем нам эта конкуренция  заявляют азербайджанские политики и эксперты. 

Планируется, что все бюрократические моменты будут улажены в 2012 году, тогда же начнётся строительство, которое должно завершиться к концу 2017 года, к началу реализация второй стадии разработки Шахдениз. Учредителями консорциума ТАНАП станут азербайджанцы, турецкий государственный трубопроводный оператор Botas и турецкая нефтяная компания Turkiye Petrolleri AO.  

Конечно, по мере того, как азербайджанский газ будет кончаться, а произойдет это не ранее чем лет через 10-15, встанет актуальным вопрос о присоединении к нему Туркменистана. Но это настолько далекие перспективы, что говорить о них серьезно нет нужды.


Ну а что же Россия, как ее дела на туркменском шельфе Каспийского моря, особенно по блоку 21 переданного в пользование Итере, которая теперь, увы, уже не Итера, а Роснефть, как мы уже сообщали ранее. Прискорбно признать, дело двигается на удивление долго. Блок богат на углеводороды. Достаточно сказать, что запасы газа в нем оцениваются в 200 млрд. куб. м, нефти до 220 млн. тонн! Однако, что-то не заладилось у туркменской стороны с окончательным подписанием документов. Правительство Туркменистана, возможно, опасается вступать в газовые игры с такими монстрами мирового газового рынка  как Зарубежнефть и Роснефть, выступающими под крышей консорциума "Зарит" вместе с Итерой. 

С Итерой, которая стала получать многомиллиардные барыши выступая с 1994 г.  посредником в продаже туркменского газа в обмен на поставляемые в Туркменистан продукты питания, было сотрудничать куда легче. Это была своя, родная можно сказать компания, созданная туркменистанцем И. Макаровым, а главное - другом Туркменбаши, бывшим партийным и государственным высокопоставленным деятелем Туркменистана В.Г. Отчерцовым. Но теперь Итера прочно оттеснена на задний план во взаимоотношениях с Туркменистаном: умер Туркменбаши,  сменилась элита в Туркменистане, сменилось высшее руководство России и ее элиты, отправлен в отставку, а в этом году скончался бывший глава Газпрома России Рем Вяхирев. 

А ведь и в правду, зачем Туркменистану делиться с кем то нефтью и газом на уровне добычи, если газ, добываемый в Туркменистане самостоятельно Россия покупает с большой неохотой?

Вагиф Аликперов и Ислам
Каримов
Любопытно, что ранее один из указанных блоков был предметом интереса ЛУКОЙЛа. Сообщалось, что ЛУКОЙЛ намерен участвовать в разработке 3-х углеводородных блоков (19-й, 20-й, 21-й) на Каспийском шельфе в Туркмении на паритетных условиях с американскойConocoPhillips, компания рассчитывала, что переговоры с Министерством нефти Туркмении будут завершены к концу 2007 г. Сейчас альянса ЛУКОЙЛа и ConocoPhillips уже нет, да и вопрос не решен. Поэтому Лукойл теперь щет газ на юге Узбекистана, в горах Гиссара, в надежде подсоединить найденный газ к китайской трубе. Если это произойдет, то Туркменистану останется мало места в существующей трубе для повышения экспорта газа в Китай, через Узбекистан.

Прямые инвестиции российского азербайджанца Вагифа Аликперова (главы "Лукойла") в нефтегазовый комплекс Узбекистана по трем инвестиционным проектам уже превысили $2 миллиарда. В целом за период реализации всех проектов с участием компании "Лукойл" планируется привлечь более $5 миллиардов.

Судьба толкает Туркменистан в объятия США, ибо туркменам не остается ничего лучше как сосредоточить свои помыслы и усилия на Трансафганском газопроводе. О чем и напомнил еще раз президент Туркменистана на только что  прошедшем заседании Кабинета министров.