Проект трубопровода из Ирана в Пакистан и Индию - конкурирующий для ТАПИ |
Более двух лет (с конца 2010 г.) прошло с начала переговорной реанимации ТАПИ.
В мае 2012 года туркменское правительство заключило соглашение о купле-продаже природного газа с индийской GAIL ltd.
Началось формирование консорциума, в котором, как полагают США, первую скрипку будет должен играть Туркменистан. Заманчивое, престижное предложение.
Согласие в намерениях подтвердили:
Chevron, Exxon Mobil, BP, BG Group, RWE, Shell, Petronas, южнокорейская Korea Gas Corporation (Kogas).
Напомним некоторые характеристики.
Проектная мощность до 33 миллиардов кубометров газа в год.
Маршрут: месторождения "Галкыныш" через афганские города Герат и Кандагар до Фазилка, на границе Индии с Пакистаном.
Протяженность трубы может составить 1735 километров.
Стоимость: 7,6 миллиардов долларов. Составными проекта, предваряющими позитивное отношение к ТАПИ и США, с туркменской стороны являются:
- Ведущееся строительство железнодорожной магистрали: Атамырат-Имамназар-Акина-Андхой (Туркменистан - американский Афганистан).
- Реализация проекта пятикратного увеличения (до 1,5 млрд. и более) объем экспорта туркменской электроэнергии в американский Афганистан.
Впрочем, согласно политике многовекторности, у Туркменистана нет политических предпочтений. С таким же успехом он продает свой газ по антиамериканскому трубопроводу в Иран, причем уже сразу с двух месторождений и в две трубы, или по антиамериканскому трубопроводу в Китай.
Отличие в том, что в случае с ТАПИ Туркменистану впервые предлагают сыграть роль первой скрипки под американским патронажем. Этим же будущий ТАПИ выгодно отличается от Набукко: американцы могут вести переговоры с туркменской стороной напрямую.
Вместе с тем, как мы покажем ниже, главным героем в этой сделке является не Туркменистан и не США, а повстанческое движение Талибан, контролирующее большую часть маршрута виртуального газопровода.
Проект ТАПИ имеет давнюю историю, которая весьма поучительна и показывает причину и условия, при которых возможна и невозможна его реализация, как и то, почему он вообще интересен для США. Этот проект связан с глобальной политикой и все его участники, так или иначе, становятся ее заложниками. Итак.
В 1995 году Туркменистан и Пакистан подписали протокол о намерениях ТАПИ.
Как и сегодня, тогда для строительства ТАПИ было необходимо согласие Талибана.
Через два года после подписания протокола о намерениях консорциум Central Asia Gas Pipeline Ltd. под руководством американской компании Unocal привёз делегацию Талибана в штаб-квартиру Unocal в Хьюстоне, где талибы поставили подпись под проектом.
На фото визит делегации таблибанов в штаб-квартиру Un0cal в Хьюстоне в 1997 году |
Однако потом что-то не заладилось. и такие американские компании как Unocal (она была ведущей в отношении предложенного трубопровода) и Enron при полной поддержке правительства США продолжали добиваться расположения Талибана вплоть до 2001 года, пытаясь, как выражаются авторитетные эксперты, умаслить их, чтобы они дали разрешение на строительство трубопровода.
До августа [2001 года] правительство США считало режим Талибана "источником стабильности в Центральной Азии, который сделает возможным строительство нефтепровода через Центральную Азию" из богатых нефтяных месторождений в Туркменистане по территории Афганистана и Пакистана и до Индийского океана.
Переговоры в конечном итоге провалились из-за транзитных сборов, которые требовали талибы. Тогда администрация Буша приняла решение сместить Талибан до конца года. Атаки 11 сентября 2001 года ускорили этот план.
Главный генерал нейтрального Туркменистана. |
Из сказанного следует, что не в интересах в США уходить из Афганистана, а прибыли они туда для того, чтобы окончательно склонить Талибан к проекту ТАПИ на выгодных для себя условиях. Однако при этом не следует забывать, что сам газ США не интересует. Их интересует вопрос усиления политического влияния на Центральную Азии, ослабление России и Ирана и в частности, недопущения проведения газопровода из Ирана в Пакистан и Индию.
Поэтому-то, когда в Туркмении просят США помочь с ТАПИ, им скромно отвечают, что первую скрипку в консорциуме играть будет сама Туркмения. Другими словами, Туркмения, прежде чем вступить в игру, психологически должна быть готова принципиально (необратимо!?) дистанцироваться от России и в этом случае получит максимум поддержки от США для реализации ТАПИ.
Игра предстоит сложная и долгая, а сам проект ТАПИ в этой игре, помимо прочего, хорошая приманка для втягивая нейтрального многовекторного Туркменистана в нешуточную, имеющую тенденцию к обострению, борьбу крупных держав за политическое влияние в Центральной Азии. Да, забыл о главном - конкуренцию не только крупных держав, но и самого Талибан, у которого на мусульманскую Центральную Азию свои виды. Во всяком случае, доходы с маковых плантаций могут вполне конкурировать с доходами от газопровода.
Справка:
Доходы от экспорта наркотиков составляют 2,4 млрд. долл. в год, что равно 15% ВВП Афганистанана Афганистан приходится 90% мирового производства опиума и героина. По данным ООН, от них в США и других странах Запада ежегодно гибнет до 10 тыс. человек, в то время как боевые потери коалиционных сил в Афганистане в прошлом году составили 400 человек. Подробнее: http://www.ng.ru/week/2013-01-28/11_world.html
Справка:
Доходы от экспорта наркотиков составляют 2,4 млрд. долл. в год, что равно 15% ВВП Афганистанана Афганистан приходится 90% мирового производства опиума и героина. По данным ООН, от них в США и других странах Запада ежегодно гибнет до 10 тыс. человек, в то время как боевые потери коалиционных сил в Афганистане в прошлом году составили 400 человек. Подробнее: http://www.ng.ru/week/2013-01-28/11_world.html