Персидский квартал |
Везде вода, везде фонтаны, и в маленьких садиках частных домов, и в городском саду, и на городских площадях. Вода проведена из горных ключей, верст за 12, с помощью самого несложного и недорогого водопровода. Все улицы подметены, политы, обсажены деревьями, везде строгий военный порядок. Домики Асхабада скромные, небольшие, все похожие друг на друга, как и подобает военному городу, зато ютятся в просторных, щедро отмеренных усадьбах, среди садиков, за сквозными оградами. Когда эти юные садики разрастутся, тени и свежести будет очень много. Домики каменные, низенькие, плоскокрышие, и крыши залиты киром, так что выходит своего рода несгораемый город.
Анненковская - в честь строителя-инженера Закаспийской ж.д. В советское время - улица Октябрьская, затем проспект им. Ленина |
Улица–бульвар, которая ведет прямо от вокзала, называется Анненковскою, в честь строителя Закаспийской железной дороги, генерала Анненкова. На ней находится и дом Анненкова.
Памятник солдатам и офицерам Старопольского полка, погибшим при штурме Геоктепе. Рядом улица Ставропольская |
На Скобелевской площади строится новый каменный собор, который должен быть готов уже этим летом, а п
ока стоит скромная деревянная церковь, не помещающая и сотой части войск, расположенных в Асхабаде. Тут же и спартански скромные нумера Семенова, в которых мы поместились и которые считаются лучшими, за отсутствием в городе настоящих гостиниц для приезжающих.
ока стоит скромная деревянная церковь, не помещающая и сотой части войск, расположенных в Асхабаде. Тут же и спартански скромные нумера Семенова, в которых мы поместились и которые считаются лучшими, за отсутствием в городе настоящих гостиниц для приезжающих.
Военное собрание или Дом офицеров |
Заказав себе, что можно было, к обеду, мы отправились, чтобы не терять времени, осматривать город. Извозчики в Азиатской России, как вообще и у нас на окраинах, гораздо приличнее и удобнее, чем извозчики в наших старых губернских городах, раболепно подражающих в этом неопрятной старухе Москве. Вместо узеньких грязных пролеток, на худых клячах, тут почти везде так называемые фаэтоны, просторные и покойные, на довольно горячих лошадях.
Центром Асхабада служит дом генерал–губернатора, низенький и скромный, как все дома юга, окруженный, зато, большим садом. На площади против него памятник генералу Петрусевичу, энергичному помощнику Скобелева в Ахал–Текинском походе, и другим героям Геок–Тепе. Другой памятник русским воинам, павшим в бою с текинцами, воздвигнут около строящегося собора, на Скобелевской площади. Оба памятника скромны на вид и говорят не столько глазу туриста, сколько чувству русского человека.
Текинцы аула Асхабад, давшего название городу |
Через площадь, против дома генерал–губернатора, старая текинская крепость на холме. Глиняные стены, глиняные башни, рвы и валы, обложенные дерном. Хотя на валах еще хмурятся черные жерла пушек и ходят часовые, но крепость, в сущности, обращена в простой пороховой магазин и склад оружия. Только разве в случае какого–нибудь волнения туземцев она может сыграть роль цитадели.
Здание городского вокзала |
Во всем городе одна только двухклассная школа, хотя город и считается столицей целого Закаспийского генерал–губернаторства. Это, конечно, мало похоже на Америку, но в Азии, да еще в туркменской, довольно понятно.
Базары Текинский, Персидский, Бухарский, армянские и русские лавки — все это сосредоточено главным образом в старой части города. Тут множество ковров всякого рода, текинских и хорасанских, шелковых материй, пестрых бумажных тканей, всего того, чем обыкновенно бывают богаты азиатские базары, но специально интересного нет ничего.
Новые части города распределяются с военною правильностью, свободно и широко. Кварталы вырастают за кварталами, словно сами собою. На пустырях, раздаваемых почти даром, разбиваются сады, устраиваются ограды для будущих усадьб. Вместе с расширением города, гражданская жизнь волей–неволей начнет все больше врываться в этот пока исключительно военный быт. Впрочем, уже и теперь существует здесь Общественное собрание, помимо Военного.
Есть и публичный городской сад с фонтаном, гротом и высокой горкой, с которой отлично можно обозреть весь Асхабад. Белый акации, павловнии, елеагнусы, чинары — вообще флора Крымского полуострова — составляют главную массу деревьев этого сада. Несмотря на первую половину апреля, акации уже отцвели, и сад вообще оказался не особенно богат цветами. Здесь раза два в неделю играет полковая музыка, и текинцы толпами приходят ее слушать.
Аул их как раз против публичного сада, через Анненковскую улицу. Мы проехали его во всех направлениях. Был рамазан, и они праздновали его. Глиняные стены идут вдоль и поперек, окружая их дворы, поля, огороды. Узенькие переулочки, с трудом пропускавшие наш фаэтон, вьются и ныряют между этими нескончаемыми глиняными оградами. На дворах кибитки, мазанки, верблюды и арбы. Домовитости никакой: настоящее хозяйство кочевника. Пустырей в оградах больше, чем жилищ. Таков был весь Асхабад, когда мы забрали его.
Теперешней «русский Асхабад» производит на текинца впечатление какого–то непостижимого волшебства. Он еще не пришел в себя от изумления, откуда и как появились среди их грязного глиняного аула все эти чудеса, эта кипучая жизнь, эта роскошь, это веселье, этот стройный порядок и полная безопасность. Магазины, фонтаны, монументы, поезда железной дороги, хоры музыки, — там, где на их глазах так недавно еще паслись верблюды среди бурьянов пустыни.
Извозчик наш с чувством зависти рассказывал о довольстве текинцев.
— Чего им теперь еще! — говорил он в ответ на мои вопросы. — Как жили на воле, так и теперь живут. Царь наш все им оставил. Земля есть, сады есть, скотина есть, податей с них сходит самая малость, меньше, чем с нашего брата, и никто его теперь трогать не смеет. Что ни базар, он все что–нибудь продавать волочет, потому хлеб сеет, и траву, и табак, и виноград; опять же, шерсть у него, ковры, бабы их ткут, начто лучше; нашим до них куда ж! По полсотне и по сотне рублей за один ковер берут. Даже с Москвы купцы покупают. А тратить ему куда? Ест он что овца, пьет воду одну. Одежу ему, опять–таки, баба его справляет. Ему по дому никакого расхода нет… По их жизти, беспременно у них большие деньги должны быть…
— А не разбойничают они тут по ночам? Смирно живут? — спросил я.
— Нет, что ж, клепать на них нечего. Бывает, заполночь в одиночку едешь мимо аула их, и ночь темная, ни–ни! пальцем никто не тронет. Нет, баловства от них никакого не приметно: смирно живут и не воруют. Наш брат на это хуже. Начальства, конечно, боятся, потому с ними дюже строго поступают, коли что такое…
Генерала Куропаткина не было в Асхабаде; он объезжал свою область; поэтому я не мог воспользоваться письмом, которое имел к нему. Однако, я все–таки сделал несколько знакомств в местном военном мире. Между прочим, я познакомился с полковником А., занимавшимся экономическими исследованиями многих местностей Закавказского края. Он человек наблюдающий и думающий, и не даром объездил глухие уголки этого глухого края. Мы разговорились с ним о Тедженском уезде, который он недавно посетил.
— Нужно пожить в этом крае, чтобы понять истинное значение орошения, — говорил А. — Это не только важнейший здесь экономический фактор, но и основа всех общественных и племенных связей. Возьмите, например, реку Теджен. Она разделена текинцами на четыре части; первый год, например, орошаются земли нижней части бассейна, для средних и верхних земель вода тогда запирается. На следующий год вода пускается в средние земли, а запираются остальные; потом в верхние, и так по очереди. В каждой части опять очередь: сначала вода делится между родами; столько дней подержит воду один род, столько–то другой; в родах кидается жребий между аулами, в ауле между отдельными семьями, и т. д. Словом, вода создает естественную зависимость друг от друга всех частей племени, живущего на одной реке, волей–неволей объединяет их в один общественный союз, подчиняет их одним порядкам.
Площадь Скобелева, в последующем им. К. Маркса |
— Что же делается с землями, которым не очередь орошаться? Ведь они должны лежать все это время пустырем? — спросил я. — Это огромное неудобство.
— Ежегодно орошать здешние земли нельзя, — объяснил мне А. — От поливки появляется такое множество сорных трав, что они задавили бы всякий посев, если б их не уничтожали периодически повторяющеюся засухой.
Мне хотелось узнать, чем вызывается разделение текинцев на пастухов и оседлых, чомур и чорва, и есть ли между ними племенное различие.
— О, нет, различия нет никакого, — сообщил мне А. — Один и тот же текинец очень часто нынче чорва, а завтра чомур, и наоборот. Случается, что один родной брат чорва, а другой — чомур. Кибитка высылает одних членов своих пасти скот, других орошать поля и сеять хлеб. То же самое видел я и в Фергане у киргизов. Там встречаются поучительные переходы от дикого кочевничества к полной оседлости. И это делается совсем незаметно. На одной и той же реке мне приходилось видеть все постепенные фазисы этого перехода. Понемножку прибавляется к кибиткам одна–две мазанки, потом глиняная ограда, потом арык и несколько деревьев, а там целое поле и целый аул, где уж кибиток почти вовсе не видно — пастух тут совсем обратился в пахаря и садовника.
Типографская улица |
Заинтересовал меня и один молодой офицер Генерального штаба, полный энергии и по горло преданный своему делу. Все стены его холостой квартиры в планах кампаний, картах и чертежах. Я его застал среди груды разных книг и записок. Он готовился сегодня же вечером читать в военном клубе свое сообщение о способах ведения войны в Центральной Азии. Мне, конечно, любопытно было слышать взгляды образованных местных деятелей на наши задачи и на наше положение в Азии.
— Мы здесь не только воины, но прежде всего цивилизаторы! — развивал мне свои мысли красноречивый капитан. — Солдат наш цивилизовал этот край; он создал его пути сообщения, его порядок, его безопасность. Он садил и строил здесь все, что вы видите. Из этого нашего двойного характера вытекают и наши обязанности. Мы должны быть, с одной стороны, могучи и грозны, потому что на Востоке не уважается ничего, кроме силы, но с другой стороны, мы каждым шагом своим должны убеждать азиатца, что у нас действительно лучше, чем у них, что мы действительно вносим в их жизнь то, чего они никогда не имели и не могут иметь без нас. И ведь мы достигли своего, это можно признать без хвастовства, и у нас им живется гораздо безопаснее, выгоднее, веселее, справедливее. К нам поэтому все теперь просятся: сарыков и салоров уже взяли, теперь лезут к нам джемшиды, персы… И этим приходится отказывать из политической осторожности. Да, по правде сказать, и нужды в них нет. Персы прескверный народ и с ними трудно ладить. Пока они боятся нас; пока чувствуют огромную разницу между своим собственным корыстным, ленивым, притеснительным начальством и русскими законными порядками, — они унижаются и просятся к нам. Но раз он утвердился среди нас, уверился, что его права обеспечены, что он может безнаказанно судиться со всяким и на всякого жаловаться, — он уже с азиатской чванностью заявляет: я перс, а не русский, меня не смейте тронуть!
— Однако, мы все больше и больше набираем таких нежеланных народов. Где ж, наконец, остановимся мы? — заметил я.
— Что вы хотите! Нас гонит вперед какой–то рок, — отвечал капитан. — Мы самою природой вынуждаемся захватывать все дальше и дальше, чего даже и не думали никогда захватывать. По условиям азиатской жизни, по великой роли, которую играет орошение в здешнем хозяйстве, — у кого во власти находятся истоки воды, тот делается невольным господином всего течения. Вот, например, Герат: верховья таких рек, как Герируд или Мургаб, мы не можем позволить персам или афганцам иметь в своих руках; значит, хотим мы, не хотим, а уж непременно должны забрать Герат. Это только вопрос времени. Так все смотрят здесь на него: и мы сами, и наши враги.
— Теория очень опасная, — улыбнулся я, — таким образом, придется идти чуть не до конца света, как это хотел сделать когда–то Александр Македонский.
— Да, но во всяком случае мы пока еще идем и не останавливаемся. Оттого–то нам необходимо зорко следить за собою и строго относиться к себе. Тут всякий пустяк имеет огромное значение. На нас обращено здесь слишком много взоров. Верите ли, что каждое солдатское учение наше — это своего рода школа для туземцев. Текинцы толпами собираются глазеть на нас. Их поражает изумлением, что воля одного до такой степени воплощается в массу, одушевляет ее и двигает, как одну могучую машину, что, по мановению начальника, тысячи людей, не раздумывая и не медля, исполняют в данное мгновение все, что приказывается. Для дикого кочевника это самая наглядная школа дисциплины, и, пожалуй, она многое подготовит нам в будущем! Оттого–то, повторяю, здесь, в Азии, нужнее, чем где–нибудь, высоко держать русское знамя…
Вечер пришлось провести в Военном собрании, где мой новый знакомец должен был читать свою лекцию. Собрание военное исключительно: офицеры, полковники, генералы, и никого больше. Я был, кажется, единственным черным пятном в этой толпе красных воротников, блестящих пуговиц, золотых погонов и эполет. Даже мебель тут — и та военная: угловые канделябры очень остроумно устроены на треножниках из ружей, а посредине залы — люстра, весьма искусно связанная из штыков.
Скобелевская площадь, памятник героям штурма Геоктепе |
Не берусь критиковать верность его выводов, но признаюсь, что русскому сердцу было утешительно слушать, до какой степени неумелы и неудачны были действия враждебных нам европейцев в войнах с кочевниками, сравнительно с молодецкими подвигами горсти русских солдатиков, умевших покорять целые царства при поразительной скудости всего, что насущно необходимо человеку.
Ген. Н. Куропаткин, нач. штаба в войска Скобелева, затем начальник Закаспийской области, военный министр России. Кончил жизнь от руки бандитов, учителем в сельской, им же созданной школы |
Я возвратился в свои «нумера» пешком прелестною южною ночью по тенистой аллее Офицерской улицы. Чудный мягкий воздух, аромат многочисленных садов и необыкновенная яркость лунного света — выразительно говорили о юге, о весне…
У жены я застал за чаем нашего спутника, американца из Чикаго м–ра Крэна. Он тоже не терял времени даром и с помощью своего переводчика, мингрельца, успел попраздновать на рамазане в кибитке аульного старосты, где женщины показывали ему, как они ткут ковры и пекут хлеб, а мужчины угощали кумысом и рассказывали всякие изумительные вещи о Хиве — выше которой в воображении текинца не существует ничего ни на земле, ни на небе.
Источник: Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. — СПб., 1901.
Текинка, гужевой транспорт |
Источник: Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. — СПб., 1901.
Названия некоторых улиц Асхабада-Ашхабада
советское - дореволюционное
- Белинского-Соборная
- Бунина-Петрусевича
- Бульвар Либнехта-Кирпичная
- Возрождения-Мариинская
- Гоголя-Зюльфагаровская
- Жуковского-Хилковская
- Житникова-Торговая
- Калинина-Боголюбовская
- Всеобуча, Кемине-Козелковская
- Крупской-Самурская
- Комсомольская-Комаровская
- Крылов-Булыгинская
- Лахути-Кушкинская
- Карла Маркса-Офицерская
- Алишера Навои-Крымская
- Надсоновская-Сендецкий переулок
- Некрасова-Стрелковая
- Октябрьской революции-Ташкепринская
- Первомайская-Таманская
- Полторацкого-Ширванская
- Октябрьской революции, проспект Ленина-Анненковская
- Проспект Сталина, Свободы-Мервский, Куропаткинский проспект
- Подвойского-Невтоновская
- Союзная-Дагестанская
- Стекольная-Тюремная
- Успенская-Журавлевская
- Фрунзе-Штабная
- Хивали Бабаева-Каракумская
- Степана Шаумяна-Лазаревская
- Тараса Шевченко-Инженерная
- Энгельса-Левашевская
- Площадь К. Маркса-Скобелевская площадь
- Ленинский сквер-Гимназическая площадь