пятница, июля 12, 2013
Виктория Панфилова. Российский паспорт как пропуск в Евразийский союз
Парламент Туркменистана приступил к рассмотрению проекта закона «О гражданстве». Он фиксирует ситуацию, при которой лица с двойным – туркменско-российским – гражданством сохраняют оба паспорта. Несмотря на то что новая Конституция – от 2008 года – двойное гражданство запрещает. Исключение из правил для тех, кто второй паспорт уже получил, по мнению экспертов, продиктовано стремлением Туркменистана стать членом Евразийского союза и нежеланием в связи с этим создавать проблемы в отношениях с Россией.
Депутаты Меджлиса (парламента) Туркменистана в субботу обсудили проект нового закона «О гражданстве», сообщает информационный портал Turkmenistan.
История вопроса берет начало в 1993 году, когда Туркменистан и Россия подписали Соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства. Около 140 тыс. человек, живущих в Туркменистане, стали обладателями двух паспортов. Среди них не только этнические русские, но и представители других национальностей, в том числе туркмены. Однако уже через 10 лет, в апреле 2003 года, во время визита тогдашнего президента Сапармурада Ниязова в Москву были подписаны протокол о прекращении действия соглашения о двойном гражданстве и стратегическое соглашение о закупках российским «Газпромом» практически всего произведенного в предстоящие 25 лет в Туркменистане газа. В СМИ назвали эту сделку «газ в обмен на людей». Туркменский парламент этот документ ратифицировал, Госдума РФ – нет. В Москве объяснили это тем, что Ашхабад якобы нарушил правило, по которому «закон не имеет обратной силы». Усугубило положение лиц с двойным гражданством принятие новой Конституции, которая признает только одно туркменское гражданство. Бипатридам – лицам с двойным гражданством – было предложено до 10 июля 2013 года определиться, гражданами какой страны – России или Туркменистана – они хотели бы остаться. Однако обладатели двух паспортов не желали отдавать предпочтение только одному документу, объясняя это тем, что визовый режим Туркменистана с Россией ограничит их передвижение.
Переговоры по дипломатическим каналам велись на протяжении нескольких лет, но безрезультатно. И только прямое вмешательство президентов Владимира Путина и Гурбангулы Бердымухамедова в ситуацию сняло вопрос с повестки дня.
Эксперт российского Института стратегических исследований Аждар Куртов считает, ошибки российских дипломатов привели к столь печальным последствиям. «Виновны те, кто готовил тексты соглашения от 23 декабря 1993 года и протокола от 10 апреля 2003 года. Именно они должны были четко прописать в международных документах и необходимые процедуры урегулирования споров в деталях, на все случаи жизни», – сказал он порталу «Хроника Туркменистана». Но дипломаты этого не сделали. За промахи дипломатов расплачивались конкретные люди.
Шохрат Кадыров, эксперт по Туркменистану, главный редактор CentralEurasia Института востоковедения РАН, пояснил «НГ», что «само возникновение вопроса об отмене двойного гражданства было вызвано известными форс-мажорными обстоятельствами, последствиями так называемого путча в Туркменистане, когда в 2002 году была предпринята попытка госпереворота». «Президент Бердымухамедов, как показывают события, проводит корректно новый курс, подразумевающий выход Туркменистана из изоляции и сохранение всего ценного, что было прежде. А в международных отношениях на первом месте стоит народная дипломатия. И ее заслуга – закон о двойном гражданстве», – сказал Кадыров.
Эксперт считает, что Путину сегодня выгодно из прагматических соображений сохранить статус двойного гражданства в Туркменистане прежде всего для этнических русских. «Во-первых, концепция развития Евразийского союза, которую планирует реализовать Москва, является качественно новым уровнем развития интеграции постсоветского пространства и подразумевает формальное или неформальное вхождение Туркменистана в это объединение. Во-вторых, туркменский газ, за который в свое время критиковали Путина, сегодня на российском рынке не столь высоко котируется. Поэтому вопрос о двойном гражданстве как форме сохранения связей вышел на первый план и был решен политическим путем. Президенты Туркменистана и России показали, что никаких разногласий между странами нет», – сказал Шохрат Кадыров.