суббота, августа 03, 2013

Новая книга: МАТРИЦА ЭТНОЛОГИИ


Шохрат Кадыров
(руководитель инициативного проекта, Институт востоковедения РАН)

Ольга Брусина  (Институт этнологии и антропологии РАН), 

Лев Перепелкин (Институт востоковедения РАН), 

Александр Казанков (Институт Африки РАН),

Исаак Скарборо (независимый исследователь.  США), 

Рахимбек Бобохонов (Институт Африки РАН-Таджикистан)

Александр Авдеев (МГУ-Сорбона, Париж)




МАТРИЦА ЭТНОЛОГИИ

ОЧЕРКИ О ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ 

Есть дополнения от 9 сентября 2013 г.


Научная редакция: 
В.И. Козлов - доктор исторических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР по науке и Премии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая
И.В. Следзевский - доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра региональных и цивилизационных исследований Института Африки РАН


Что такое «этнос» и что такое «нация»? – поиску ответа на этот фундаментальный вопрос этнологии посвящена книга. В ней анализируются теоретические и методологические принципы определения этих понятий, на конкретных примерах критически разбираются старые и новейшие концепции. Дано новое определение понятию «этнос». Обоснован тезис о необходимости выработки категориального аппарата теории этноса, предложен новый (парадигмально-матричный) подход, позволяющий выявить сущностные характеристики ряда основных понятий этнологии и разобраться в механизмах этнического развития. В предлагаемой книге проблемная ситуация рассматривается как конфликт не концепций, школ и направлений, а сущностей разных парадигм, т.е. разных систем ценностных ориентаций ученых. Книга адресована этнографам, историкам, социологам, политологам, философам, студентам гуманитарных вузов,  аспирантам, докторантам, специалистам сферы управления, публицистам, политикам.

Книга издана при поддержке Международного союза  «Мужество и гуманизм»


Оглавление

Часть 1. Этнос и этносы

Введение
Отрицание этноса
Профанация определений этноса
Корневой постулат («аксиома») этничности
Клан и этнос
Нация и этнос
Парадигма этничности (самосознания)
Резюме

Часть 2. Парадигма и матрица этнологии

Этнофорство
Нациестроители-этнофоры
Нациестроители-цивилисты
Матрица этнологии
Этнос и социум
Индивидуализм, группоцентризм:
права человека и права народов
Нация-этнос и право на самоопределение
Обобщения и гипотезы

Литература



Отзыв читателя

Я не знаю, но могу предполагать, что эта небольшая книга вызовет разные мнения у читателей, т.к. она полемичная от начала до конца. Главное, что я всегда считал важным - дает ли публикация пищу для размышлений и тут несомненно это так. Я хотел бы коротко сказать о том, что не написано в книге прямым текстом, а что именно дало мне пищу для размышлений.
Дело в том, что в последнее время встал вопрос о том считать ли этнологию наукой. Этот вопрос стоит как на Западе, так и в России. И там, и там победили конструктивисты, которые мыслят в категориях постмодернизма и считают действительность не реальностью, а миром значений, выдуманных людьми.
Чтобы доказать обратное авторы книги поднимают огромные массивы публикаций и в сжатом виде переосмысливают опыт пройденного этнологией. Выясняется, что предмет у этнологии есть - это этнические отношения. Выясняется также, что этнические отношения - суть разновидность отношений социальных. То есть найдено родовое понятие и видовое отличие этноса от социума.
Правда, считают авторы еще неизвестно. что первичнее - социумы или этносы, ибо самые древние социальные коллективы - это родня. Но суть дела не в этом. Для того чтобы доказать. что этносы не выдуманы. что это не просто абстрактное значение и не продукт мыслительной конструкции, что этносы имеют свою онтологию - содержательную сущность, авторам было важно доказать. что этносы - это объективность. Для этого нужно было найти такое объективное свойство этнического. которое не могло бы быть подвергнуто сомнению в авторитетном научном сообществе.
Так вот мы подошли к главному сюрпризу - объективны чувства, слепая вера в родство, чувство родни и вообще чувства, а также все подсознательное и иррациональное, что управляет поведением человека больше, чем разум и его воля. Не случайно в народе говорят: "Любовь зла - полюбишь и козла". Человек не властен над своим подсознательным. Разум в данной ситуации выполнят роль субъективного управления, причем далеко не столь успешного как многие считают. Практически всегда поведение человека иррационально, оно никогда не соответствует той идеальной модели рационального, которой руководствуется его разум.
Итак, если в основе этноса существует объективное чувственное, то это не результат скалькулированных значений и политических конструкций, а объективная данность и потому у этнологии есть основания считаться наукой.
Я затронул лишь мизерную часть вопросов, освещаемых в этой небольшой книжице. Она безусловно - новое слово в науке и будет полезна как в прикладной, так и в теоретической области дальнейших этнологических изысканий.

С уважением.
Брайян
Ливерпуль, 8.09.13.