пятница, февраля 28, 2014

Украина как чемодан без ручки

Украина как failed state (несостоявшееся государство)



Итог нынешнего майдана один, но на всех: активная делегитимизация основ украинской политической системы, при которой формальные правила игры не будут соблюдаться ни властью, ни обществом, костяком которого являются субпролетарии. Поэтому майданная эйфория все больше напоминает Пиррову победу. Даже если удастся избежать раскола страны, хоть как-то консолидировать политические группировки, успокоить взбушевавшуюся часть субпролетариев, провести формально легитимные выборы, то будущее Украины все равно туманно. Можно очень долго и увлеченно разглядывать золотой унитаз Януковича в Межигорье и клеймить как вора, коррупционера, убийцу и т.д., однако в одном он будет, несомненно, лучше следующего президента, которого, возможно, изберут в мае 2014 года. Следующий президент Украины (отдельный вопрос – в каких границах?) просто не будет по качеству своей легитимности соответствовать Януковичу.

Другое, что бросается в глаза, — это экономика Украины. Она и до этого фактически поддерживалась в стадии клинической смерти за счет во многом бессмысленной скупки Россией украинских евробондов. Сегодня же, когда в Москве не знают, чем закончится постмайдановский процесс, прежние договоренности о продолжении скупки украинских ценных бумаг на 15 млрд долларов повисает в воздухе. Будет ли помогать украинской экономике ЕС – тоже большой вопрос.

Как на события в Украине среагируют непосредственные члены ЕС? Достаточно вспомнить судьбу 11-миллионной Греции, которую ведущие страны ЕС бросили в кризисе на произвол судьбы. Станет ли ЕС, и так находящийся в кризисе, брать на себя заботы о фактически 50-миллионной Украине? Конечно, есть еще МВФ, куда настойчиво советуют обратиться Украине США. Однако требования к заемщику этой кредитной организации, как показывает опыт, могут оказаться непосильными для их выполнения и окончательно загнать Украину в долговую яму.

При этом следует учитывать, что для Европы украинская экономика интересна в первую очередь как рынок сбыта. Западная часть Украины, в принципе, может «гармонично» вписаться в периферию ЕС, став частичным продолжением стагнирующей Румынии, нищей Болгарии, Венгрии, давно превратившейся в большое кукурузное поле для производства «экологического» топлива, и части Польши. Но восток Украины, ориентированный по структуре экономики на постсоветское пространство, будет обречен на еще более стремительную деградацию — со всеми вытекающими последствиями. Вот тогда мы сможем наблюдать обратный процесс: восточно-украинский пролетариат, стремительно приобретающий субпролетарские черты, может устремиться на запад страны, руководствуясь мотивами не только отвоевания власти, но и мести за происшедшее.

Как вытащить украинскую экономику из коллапса, учитывая уже сложившиеся долги Украины? В нынешней ситуации вопрос скорее звучит риторически. Сделать экономически счастливой жизнь украинцев не смогли ни Кучма, ни Ющенко, ни Тимошенко, ни Янукович. Смогут ли это сделать новые власти в новой реальности? Едва ли. Поэтому не исключено, что на следующем майдане новые субпролетарии будут забивать камнями, жечь и расстреливать уже сегодняшних победителей. Тем более такой опыт уже ковался в событиях февральского майдана 2014 года. Такова цена делегитимизации политической системы, да и, видимо, украинского государства как такового.

Здесь, конечно, напрашивается историческая аналогия с судьбой другого несостоявшегося периферийного государства – Польши, которую в конце XVIII века поделили ее более эффективные в построении современной государственности соседи – Россия, Пруссия и Австрия. Но тут нужно вновь вспомнить о мир-системном контексте. Раздел Польши происходил на волне второй великой экспансии капитализма, известной как Промышленная революция (первая экспансия совпала с эпохой Великих географических открытий), и восходящие великие державы могли легко «переварить» новые территории, перестроив их в соответствии со своим местом в мировой системе.

Сегодня же, в ситуации мирового кризиса, что Западная Украина с ее деградировавшей экономикой для Евросоюза, что Восточная Украина с немодернизированной промышленностью для России – это чемодан без ручки. Однако реальность такова, что пояс мировой нестабильности вплотную приблизился к нашим границам, и это – безусловный геополитический вызов, который пока не имеет очевидных решений.

Опубликовано на kavpolit.тут