среда, февраля 26, 2014

Российский "Вашингтон пост" об Украине сегодня и роли Запада


Под давлением Запада президент Украины подвел страну к кровопролитию и расколу



Что ждет Украину после того, как президент Виктор Янукович выпустил ситуацию из-под контроля, довел ее до кровопролития и, отказавшись выполнять свои прямые обязанности, скрывается где-то в Донецкой области? Что ждет тех людей, кто выполнял свой долг по поддержанию конституционного порядка и которых сегодня радикалы угрожают резать и вешать?
Что будет с русскоязычным населением, которое хозяйничающие в Киеве наследники Бандеры называют предателями? Какое будущее ждет еврейское население, если к власти на Украине придут люди, входящие в мировой список наиболее отъявленных антисемитов?

"Мы будем судить и накажем всех, кто не поддерживал майдан", - кричит в революционном запале со сцены выпущенная на свободу экс-премьер Юлия Тимошенко. А лидер партии "Свобода" Олег Тягнибок заявил, что в новой Украине должно появиться министерство национального самосознания и статус "не гражданин Украины" для русских. Кроме того, Тягнибок, претендующий на портфель премьера, предложил законодательно запретить русский язык и ввести уголовную ответственность за его использование.


Да, Украина столкнулась с ситуацией, когда для свержения власти были задействованы заранее подготовленные военизированные группировки, представляющие интересы одной, не самой большой части населения страны. Да, на Западе поощряли экстремистов к жестким действиям. Но с начала кризиса Янукович неоднократно имел возможность остановить неконтролируемое развитие событий. Тогда это еще было возможно сделать ненасильственными методами. Но даже когда стало ясным, что оппозиция стремится силой захватить власть, президент Украины тянул время, отказавшись принимать решения, способные положить конец государственному перевороту. В итоге он предал своих избирателей и соратников.


Уже находясь в Харькове, Янукович выступил на русском языке в эфире телеканала UBR. Он назвал происходящее в стране "бандитизмом и госпереворотом". "Мы видим повтор нацистский, когда в 30-е годы нацисты приходили к власти. Запрещали партии... Сейчас то же самое - запрещают партии, преследуют, избивают людей, жгут офисы", - констатировал глава государства. Поздно, слишком поздно прозрел г-н Янукович. Такое выступление, появись оно несколько месяцев назад, будучи подкрепленным реальными шагами по наведению конституционного порядка, было бы с одобрением воспринято значительной частью украинского общества. Но президент не сумел защитить интересы всех граждан, не нашел формулу компромисса между западом и востоком Украины, не выполнил данные в ходе предвыборной кампании обещания избирателям.

"В Киеве по моей машине стреляли. Но у меня нет страха, я чувствую ответственность", - еще пытался продемонстрировать оптимизм в телеобращении Янукович. Однако уже очевидно - прозвучавшее на публику заявление посла США, что Белый дом не требует отставки президента Украины, не более чем внешнеполитическая формальность. В резиденциях главы украинского государства сегодня хозяйничают боевики "Правого сектора", а его имущество было в спешном порядке вывезено в неизвестном направлении. Верховная рада большинством голосов отстранила Януковича от власти с юридически ничтожной формулировкой "самоустранение от выполнения обязанностей". И назначила временным президентом Александра Турчинова. По всей Украине началось преследование лиц, как входивших в ближний круг президента, так и тех, кто последовательно выступал против майдана и его главарей.

Вернувшихся в Крым сотрудников "Беркута", которые несколько недель сдерживали бросавших в них "коктейли Молотова" экстремистов, на родине встречали как героев. Однако в то время, когда милиционеры рисковали жизнями, защищая закон и конституцию, верховный главнокомандующий Украины пытался за их спинами договориться с Западом об условиях капитуляции. "Я же получил гарантии", - оправдывает свои действия Янукович. Но кому нужно запоздалое раскаяние, когда сегодня захватившие власть националисты и бандеровцы открыто угрожают расправой противостоявшим им сотрудникам силовых структур и их семьям.

Отложив договор об ассоциации с Евросоюзом, Янукович пытался выторговать у Запада дополнительные уступки для Украины. Но вместо дополнительных финансов от Европы на украинской политической сцене появилась неизвестно кем проплаченная, хорошо организованная сила - "Правый сектор". Видимо, идеологам смены власти на Украине показалось дешевле оплатить услуги наемных радикалов, чем договариваться с Януковичем о новых кредитах. При этом Запад целенаправленно сдерживал президента Украины от исполнения своих прямых обязанностей, чтобы тот не смог навести порядок в стране.

Сегодня никого не волнует, насколько юридически безупречными выглядят законы, принятые депутатами Верховной рады. К тому же центр Киева контролируют сотни "Правого сектора", которые не намерены сдавать оружие и покидать политическую сцену. Так что депутаты, оказавшись в заложниках у военизированных группировок, один за другим штампуют законы "нового времени". Среди них, кроме основополагающих - об отстранении президента и назначении новых выборов или возврате к конституции 2004 года, попадаются весьма любопытные - например, о праве любого гражданина Украины пропагандировать нацистские ценности.

Президент Виктор Янукович заявил, что не подпишет принятые Радой новые законы. Но в условиях правового хаоса и разрушения вертикали власти его подпись никому не требуется. В резиденции главы государства хозяйничают наследники Бандеры. Улицы Киева патрулируют боевики "Правого сектора". Лидеры организации не скрывают, что для ее активистов все только начинается. И приказывают своим сторонникам не покидать майдан, несмотря на призывы это сделать со стороны либеральной оппозиции и новоизбранного спикера Рады, а теперь и временного президента Александра Турчинова.

А где же "три джентльмена" - представители Франции, Германии и Польши, ставшие подписантами соглашения между Януковичем и оппозицией о мирном выходе из кризиса? Они приветствовали государственный переворот, забыв об условиях завизированного ими документа. И вот уже неистовая в своей жажде власти экс-премьер Юлия Тимошенко за несколько часов преодолела расстояние между харьковской больницей, где она проходила лечение, и Киевом, чтобы выступить на майдане с призывом к немедленной и полной смене власти. В своей эмоциональной речи Тимошенко не скрывала, что пойдет на выборы, которые Рада назначила на 25 мая. Надо быть реалистом - ее победа во многом предопределена неспособностью нынешнего президента Украины мобилизовать своих сторонников, его аморфностью, которая серьезнейшим образом осложнила саму государственность на Украине.

Но станут ли те украинцы, кто поддерживал майдан, после госпереворота жить лучше? "Европейским коллегам мало дела до Украины, они приезжают туда из-за собственной выгоды", - считает Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Смена власти не добавит Украине новых кредитов. Напротив, события в Киеве дополнительно снизили рейтинг страны, продемонстрировав потенциальным инвесторам, сколь шаткой и безответственной может быть власть в государстве. О какой стабильности на Украине может идти речь, когда свеженазначенный глава МВД отпускает всех задержанных в ходе беспорядков в Киеве, в том числе тех, кто стрелял по милиционерам. И, напротив, угрожает судом тем, кто пытался остановить экстремистов. О каких демократических выборах можно говорить, когда радикалы берут в заложники семьи депутатов, чтобы заставить народных избранников голосовать за нужные им законы.


Пролитая в ходе противостояния кровь окончательно расколола страну. Соавтором успеха совершившей переворот при поддержке экстремистов теперь уже бывшей оппозиции стал нынешний президент Виктор Янукович. Сегодня он еще пытается мобилизовать своих сторонников, заявляя об угрозе возрождения нацистской идеологии на Украине. Вот только говорить эту горькую правду теперь слишком поздно.


тут