пятница, июля 04, 2014
Главные три мечты россиян
Росбалт, 03/07/2014 23:20
О чем мечтают россияне
Главные три мечты россиян – жить богато, здорово и в справедливом обществе (33%). Они почти не ассоциируют себя ни со своей нацией, ни с земляками, ни с государством – а только с семьей и близкими друзьями.
Индивидуалистический и одновременно левый, социалистический настрой россиян только усиливается с годами. Люди хотят автономной от государства, счастливой жизни, при этом они готовы добывать это счастье своими руками, а не ждать его от власти. Такие настроения россиян описаны в большом исследовании Института социологии РАН "О чём мечтают россияне" (Москва, 2012 год).
В первую очередь россияне мечтают том, чтобы жить в достатке, когда можно позволить себе "не считать копейки" (40%), а также о том, чтобы иметь хорошее здоровье (своё и близких) – 33%. Особо нужно выделить тот факт, что в главную тройку мечтаний наших сограждан входит их стремление жить в справедливом и разумно устроенном обществе (33%), где добродетель и труд вознаграждаются, а доходы людей обусловлены их трудом и квалификацией, где все имеют одинаковые шансы реализовать свои способности, а перед законом все равны.
В целом то общество, о котором мечтают россияне, можно назвать евросоциалистическим (или социал-демократическим с левым уклоном). С одним только "но", но очень важным, трансформирующим этот евросоциализм скорее в социализм образца индустриального общества: россияне хотят добиваться этого счастья своим трудом, а не столько перераспределением со стороны государства и общества.
Стремление жить в достатке напрямую связано с желанием трудиться – только 6% россиян мечтают не работать вообще, и лишь 2% мечтают, чтобы не работали их дети. Таким образом, мечта о благосостоянии вовсе не связана с мечтой бросить работу, а сам достаток, возможность "не считать копейки", наоборот, предполагает приложение трудовых усилий.
Трудолюбие остаётся для россиян одним из главных качеств человека. Если в Швеции это качество называют в первостепенно важным 4% опрошенных, в Польше – 21%, в Германии – 22%, в Англии 53% и в США 62%, то в России доля придерживающихся такого мнения респондентов составляет 91%.
То есть опасения как властей, так и либералов по поводу введения вэлфера в России – несостоятельны. Пособия по безработице выше прожиточного минимума (на уровне 300-350 евро в месяц, или 15-17 тысяч рублей) наверняка осознанно выберут не более десятой части россиян.
Несмотря на позитивную динамику в последние годы с точки зрения бытовой, предметной среды существования, "запас прочности" россиян, к сожалению, пока остается невысоким. Проще говоря, основная часть россиян – бедняки. Хотя в последние годы возросла доля тех, кто имеет сбережения, достаточные, чтобы прожить на них не менее года, такие сбережения характерны лишь для каждого двадцатого россиянина. Доля тех, кто имеет небольшие сбережения, незначительно увеличилась в последние годы, однако при этом заметно выросла доля имеющих невыплаченные кредиты в банках (около 30% населения на 2012 год, в начале 2014 года – уже под 40%) – по всей видимости, часть процесса обновления товаров длительного пользования у российских домохозяйств проходила как раз с помощью кредитов.
Формально религиозных россиян более 80%, однако истинно верующих среди них, как показывают исследования, – только 4%. При этом в иерархии значимости прав и свобод человека, являющихся атрибуцией демократического устройства, свобода вероисповедания занимает только 12 место, и как абсолютно необходимое условие для идеала демократии ее назвали всего 11% наших сограждан. То есть подавляющая часть россиян, даже называющих себя верующими, вполне могла бы прожить и без религии.
Логичным представляется вопрос: а обращаются ли россияне к Богу, чтобы облегчить достижение своей мечты, или они предпочитают использовать какие-то другие способы, и меняются ли их стратегии с возрастом?
Наиболее популярная стратегия достижения своей мечты у россиян – это наметить план и методично, самостоятельно его осуществлять. Такой расчёт на собственные силы характерен более чем для половины (55%) россиян. При этом 29% россиян надеются на чудо и на удачу, то есть готовы подменить рациональные алгоритмы поведения ожиданием чуда.
Каждый пятый (22%) обращается за помощью к близким, что показывает сложность выстраивания в России жизненной траектории как "self-mаde".
Интересный факт: несмотря на то, что к атеистам себя причисляют лишь 7% россиян, а остальные 93% относят себя к последователям какой-либо религии (84%) или к верующим в некую высшую силу (9%), однако молят Бога об исполнении мечты только 20%.
Совсем редко (в 6% случаев) применяются какие-то магические, эзотерические практики, рекомендации фэн-шуй и т. п. для осуществления желаемого. Пассивность свойственна 10% россиян.
Чем выше уровень реальных доходов россиян, тем меньше они склонны надеяться на Бога и тем больше рассчитывают на самих себя. Так, доля тех, кто взывает к Богу, сокращается с 25% в группе с доходами менее половины медианы до 17% в группе с доходами более двух медиан. Одновременно растёт доля тех, кто сам реализует свой план – с 57% до 65%.
В то же время благополучные в финансовом отношении респонденты чуть более суеверны, больше доверяют древним знаниям и ритуалам, чем малообеспеченные опрошенные: пользуются услугами экстрасенсов, астрологов, гадалок, рекомендациями фэн-шуй и другими аналогичными методами 2% россиян с низкими доходами и 7% – с высокими.
Наконец, российские женщины более активны в реализации своих мечтаний, чем мужчины. Женщины активнее привлекают к решению проблем окружающих (19% мужчин и 24% женщин), чаще взывают к Богу (10% и 29%) и верят в удачу (25% и 32%). При этом именно женщины чаще всего ходят к гадалкам и обращаются к различным магическим действиям – (4% мужчин и 67% женщин).
Голландский фотограф Люся Ганиева в одной из деревень Удмуртии сняла, как выглядят фотообои на стенах местных домов. Она говорит, что природа среди местных жителей играет важную роль, а идеальная природа – это именно то, что воплощено на стенах их жилищ. Для многих людей то, что изображено на фотообоях – это представление о счастье, о том месте, где они бы хотели жить.
Толкователь
Подробнее: