четверг, марта 05, 2015

Вчера завершился двухдневный официальный визит президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова в Турцию

"Вопрос этот обсуждается, и сейчас фигурирует в качестве прокладки трубопровода по дну Каспийского моря в одной из статей проекта Конвенции", - цитирует главу российской делегации на переговорах, спецпредставителя президента России по делимитации и демаркации госграницы, посла по особым поручениям Игоря Братчикова.


05.03.2015 00:01:00

Анкара, Ашхабад и Баку формируют энергетический альянс


Турция намерена заполнить европейскую трубу каспийским газом

  Виктория Панфилова
Обозреватель отдела политики стран ближнего зарубежья "Независимой газеты"


Вчера завершился двухдневный официальный визит президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова в Турцию. На встрече с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом обсуждались вопросы будущего сотрудничества в сфере энергетики, в частности поставка туркменского газа в Европу через территорию Турции. Анкара надеется повысить свою транзитную значимость в вопросе энергоснабжения Европы, а без туркменских углеводородов этого не достичь.

«Туркменистан является ключевой страной для транспортировки газа из Центральной Азии на европейский рынок», – заявил президент Эрдоган на совместной с Бердымухамедовым пресс-конференции в Анкаре. Турецкий лидер, как передает агентство Anadolu, отметил, что Туркменистан прилагает усилия для того, чтобы воспользоваться возможностью поставлять свой газ в ЕС. Эрдоган напомнил, что лидеры стран региона – Азербайджана, Туркмении и Турции регулярно встречаются и обсуждают совместные проекты. По его словам, в этом году встреча глав трех государств состоится в Ашхабаде.

Для Европы вопрос обеспечения энергетической независимости от России без туркменского газа решить будет довольно сложно. В представленной на днях энергетической программе Европейского союза среди поставщиков газа значатся Азербайджан и Туркмения. Если с Баку ЕС работает уже давно, то с Ашхабадом еще предстоит договариваться. По мнению экспертов, Турция, имея достаточный политический вес в регионе, а также хорошие отношения со всеми участниками «газового альянса», может стать посредником в переговорах между Ашхабадом, Баку и Брюсселем.

Сотрудничество Анкары и Ашхабада началось еще в 1997 году. Тогда стороны подписали первое соглашение на импорт 30 млрд куб. м туркменского газа. Однако контракт в силу обстоятельств не был реализован. Основная причина в неопределенности статуса Каспия, что мешает реализации крупных проектов, в частности строительства Транскаспийского трубопровода. Впрочем, ситуация спустя почти два десятилетия не изменилась. Строительство трубы по дну Каспия по-прежнему тормозится отсутствием статуса водоема. Чтобы снять эту проблему, пять прикаспийских стран должны прийти к консенсусу, но до этого далеко. Однако Евросоюз все чаще выступает с утверждениями о том, что неопределенность статуса Каспия не должна быть помехой в реализации Транскаспийского трубопровода, и возобновил переговоры с Ашхабадом, Баку и Анкарой и инициировал диалоги между ними.

Так, вице-президент Еврокомиссии по делам Энергетического союза Марош Шефчович на минувшей неделе обсуждал с послом Туркменистана в Бельгии Какаджаном Моммадовым предварительное соглашение о поставках в Европу туркменского газа. После этой встречи Министерство нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана распространило сообщение о том, что «с учетом значительных запасов природного газа и возможностей развития экспортной трубопроводной инфраструктуры страна вполне сможет обеспечить европейский рынок необходимыми объемами природного топлива». В частности, Туркменистан намерен обеспечить европейский рынок поставками в объеме от 10 до 30 млрд куб. м газа в год, говорится в сообщении.

Для этого Туркмении надо будет присоединиться к реализации проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP), запуск которого запланирован на 2018 год. TANAP предусматривает транспортировку азербайджанского газа через территорию Турцию в Европу и является составной частью «Южного газового коридора». Пропускная способность TANAР не превышает 16 млрд куб. м в год. И если подключать туркменский газ, то придется построить дополнительные компрессорные установки. Вопрос финансирования расширения проекта в условиях кризиса остается открытым. Участие туркменской стороны в этом проекте, по мнению экспертов, может дать старт формированию своего рода энергетического альянса Анкара–Ашхабад–Баку. Тем более что Туркменистан с 2010 года поставляет свою нефть через трубопровод Баку–Тбилиси–Джейхан.

Как заявил «НГ» президент союза компаний «Аналитика, консалтинг, пиар» Исмаил Агакишиев, экспорт туркменского газа через территорию Турции является одним из вариантов доставки энергоносителей на европейский рынок. Эксперт считает, что этот вопрос слишком политизирован. «Россия является лидером на постсоветском пространстве, и ее цель – укрепить отношения со странами СНГ. Турция превращается в энергетический хаб и заинтересована в увеличении объемов транзита газа. У Туркменистана есть газ, который необходимо продать. Если есть у стран экономическая заинтересованность, то политические вопросы, главный из которых разграничение Каспия, будут решены. Трубопровод по дну Каспия будет построен, если будет на то согласие России и других прикаспийских стран», – сказал «НГ» Исмаил Агакишиев.

Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров отметил в беседе с «НГ», что «Туркменистан никогда не отказывался обсуждать проект поставок своих углеводородов в Европу, тем более не отвергал этот проект». «Ашхабад и Баку могут положительно решить вопрос на двусторонней основе, тем более что отношения между Азербайджаном и Туркменистаном в последние годы значительно улучшились. Тем более что у Туркменистана возникли проблемы с поставками газа в Россию, которая сократила в нынешнем году объемы закупок до 4 млрд куб. м, несмотря на подписанное ранее долгосрочное соглашение. Кризис в России негативно отразился и на внутриэкономической ситуации в Туркменистане. Развитие отношений с Китаем, на что надеялся Ашхабад, несколько застопорилось в связи с тем, что и Россия теперь будет поставлять свой газ в Поднебесную. Отсюда актуализируется вопрос подачи газа в Европу через Азербайджан», – сказал «НГ» Кадыров.

Эксперт считает, что «если Россия конструктивно подойдет к вопросу, то теоретически возможно, что газовые соглашения будут пересмотрены – и не Туркмения в Россию, а Россия в Туркмению будет поставлять свой газ, с тем чтобы получать дивиденды от Транскаспийского газопровода. Важно представлять, что без России указанный проект вряд ли может быть реализован. Инициатива включения его в повестку дня исходит от Европы из-за сложностей в Украине. И Россия, и Европа заинтересованы в том, чтобы решить эту проблему. Поэтому следует ожидать, что Россия может стать сговорчивее в новых условиях и согласится на проект Транскаспийского газопровода. Это позволит возобновить нормальные отношения с Европой, укрепить связи с Туркменией, стабилизировать обстановку на Кавказе, в целом смягчить экономический кризис», – сказал Кадыров.

Эксперт считает, что России важно иметь в Центральной Азии, и в Туркменистане в частности, свои экономические интересы. «Конечно, 4 млрд долл. товарооборота – это неплохо, но ни одного крупного и долгосрочного проекта Россия в Туркменистане не имеет. Транскаспийский газопровод и поставки в Европу туркменского и российского газа дают такую возможность», – отметил Шохрат Кадыров.





Прикаспийские страны не согласовали вопрос о прокладке трубопровода по дну Каспия 5 Мар в 14:47
Прикаспийские страны не согласовали вопрос о прокладке трубопровода по дну Каспия Вопрос прокладки по дну Каспийского моря энергетического трубопровода, как сообщили участники заседания в Баку специальной рабочей группы по определению правового статуса моря, включен в проект Конвенции по статусу Каспия, но позиции стран региона по этой теме отличаются. "Вопрос этот обсуждается, и сейчас фигурирует в качестве прокладки трубопровода по дну Каспийского моря в одной из статей проекта Конвенции", - цитирует главу российской делегации на переговорах, спецпредставителя президента России по делимитации и демаркации госграницы, посла по особым поручениям Игоря Братчикова. Руководитель казахстанской делегации на переговорах, посол по особым поручениям МИД Казахстана Зульфия Аманжолова, в свою очередь, отметила наличие разных подходов прикаспийских государств к данному вопросу. "На самом деле в конвенции есть статья, касающаяся прокладки трубопровода по дну Каспийского моря. Положение этой статьи находится в процессе обсуждения. Есть разные подходы. Мы работаем над данным вопросом", - сказала она. "Это вид экономической деятельности, который относится к странам бассейна, и прибрежные страны обладают соответствующими суверенными правами", - заявил со своей стороны заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов. Этот вопрос, по его словам, найдет свое отражение в Конвенции. "Основываясь на тех позициях и положениях, которые продиктованы доброй волей всех прибрежных стран, надеюсь, что такие вопросы в дальнейшем найдут свое решение. Прикаспийские страны найдут соответствующую формулу для решения подобных вопросов", - подчеркнул Халафов. "В каспийском бассейне имеются широкие возможности для сотрудничества. Надеемся, что работа по подготовке Конвенции будет успешной. Все спорные вопросы должны найти свое решение путем ведения переговоров. Все вопросы на Каспии, без сомнения, должны решаться с учетом экологических аспектов. Экологию необходимо сохранить, чтобы все страны могли пользоваться богатствами моря", - подчеркнул в свою очередь замглавы МИД Ирана Ибрагим Рагимпур.