понедельник, ноября 30, 2015

"Они не доверяют друг другу. С обеих сторон слишком много амбиций"

30 ноября 2015 г.
Обзор прессы | InoPressa: тема дня

После сбитого самолета Путин принимает непропорциональные меры
Санкции, наложенные Россией на Турцию в связи с инцидентом Су-24, выходят далеко за рамки обычного ответа Москвы в подобных случаях. Решение Путина - катастрофа для российских туроператоров. Для Турции важны денежные и репутационные потери от российских санкций и опасна политическая радикализация. Дополнительная проблема в том, что Путин и Эрдоган "не умеют ни отступать, ни извиняться" и "играют очень рискованно", пишут СМИ.


Чего только ни производят в турецком городе Эскишехир: кондитерские изделия и холодильники, грузовики "Форд" и компоненты для самолетов, повествует корреспондент The New York Times Кит Брэдшер.

"Но, несмотря на видимость процветания, в экономике Эскишехира и всей Турции уже наблюдается охлаждение: экспорт в Китай и на Ближний Восток снижается. А когда Россия, после того, как турецкие F-16 сбили близ сирийской границы российский бомбардировщик, приостановила выезд большинства туристов в Турцию и пригрозила запретить импорт турецкого продовольствия, опасность новых передряг стала очевидной", - говорится в статье.

В Эскишехире уже растет безработица. Эскишехир отгружал в Россию кондитерские изделия и другие продукты на 30 млн долларов. Россия также была одним из главных направлений, откуда прибывали туристы. Турецкие экономисты беспокоились из-за упадка туризма еще до происшествия с самолетом, говорится в статье.

"Доходы от туризма - важная строка в наших балансовых отчетах", - поясняет Эринк Йелдан, декан экономического факультета Билкентского университета. Он также отмечает: важны не столько денежные потери от российских санкций, сколько вопрос, подорвет ли спор с Россией доверие международного сообщества к Турции.

Но Ченгиз Камиль Фират из МИД Турции возражает: турецкая экономика не в таком плохом состоянии, как кажется. Решение России о сдерживании туризма совпало с началом "мертвого сезона" в Турции, а к июню 2016 года "напряженность, вероятно, давно уже ослабнет".

Экономические проблемы Турции тревожат Запад. ЕС и США убеждают Анкару препятствовать лицам, которые пробираются из Европы через Турцию на земли, подконтрольные ИГИЛ (запрещенному в РФ. - Прим. ред.), или обратно. Другой повод для тревог - потенциальная политическая радикализация самой Турции в случае, если экономическая ситуация ухудшится.

"Санкции, введенные Россией против Турции в связи с инцидентом со сбитым Су-24, выходят далеко за рамки мер, на которые обычно идет Москва в подобных случаях", - пишут журналисты швейцарской газеты Tagesanzeiger. С 1 января 2016 года Россия вводит визовый режим с Турцией, турецким бизнесменам запрещается заниматься определенными видами бизнеса в России, а российским компаниям - нанимать на работу турецких граждан и продавать туристические путевки в эту страну. Помимо этого, скоро российское правительство опубликует список турецких товаров и услуг, подпадающих под эмбарго.

"Все эти меры означают серьезный удар по экономикам обеих стран, - комментируют журналисты. - В настоящее время происходит падение темпов роста турецкой экономики по сравнению с предыдущими годами. Да и в России, по оценкам Минэкономразвития, снижение ВВП составит 3,7%". "Пока неясно, затронет ли российское эмбарго планы по строительству газопровода "Турецкий поток" и новой атомной электростанции", - отмечают авторы, напоминая, что еще в сентябре турецкие власти хотели увеличить товарооборот в три раза - до 100 млрд долларов.

Решение президента Путина, говорится далее, будет иметь катастрофические последствия для российских туроператоров, и так переживающих серьезный кризис. Тем не менее, глава Ростуризма Олег Сафонов заявил, что указ "будет иметь гигантское положительное значение для развития туризма в РФ". По его словам, в скором времени в России удастся "развить туристическую инфраструктуру и обеспечить уровень и качество турпродукта, к которому россияне привыкли, отдыхая за рубежом".

Предпринятые Москвой шаги, как сказал, со своей стороны, премьер Турции Ахмет Давутоглу, "неприемлемы", и Россия должна искать причины уничтожения своего самолета у себя, ведь российские самолеты до этого неоднократно вторгались в воздушное пространство Турции. Президент Турции Эрдоган выразил сожаление по поводу инцидента и заявил, что "хотел бы, чтобы этого не произошло". "Владимиру Путину, по всей видимости, этого недостаточно, - заключают авторы. - Путин ждет формального извинения. До этого, как заявили в Кремле, он не готов к встрече с Эрдоганом в рамках климатического саммита в Париже".

"Разногласия между Турцией и Россией подпитываются сходством их лидеров", - выносит в заголовок постоянный автор The New York Times Нил Макфаркуар.

"Проблема в том, что эти два президента придают очень большое значение статусу и играют очень рискованно. И для Путина, и для Эрдогана очень важно не выглядеть слабым. Ни тот, ни другой не умеют ни отступать, ни извиняться. В этом смысле они как близнецы", - считает болгарский политолог Иван Крастев.

"Их обоих часто называют задиристыми, бескомпромиссными, склонными к национализму и авторитарности", - добавляет Макфаркуар, приводя примеры.

Оба лидера "склонны обвинять в неудачах внешние, международные заговоры" и "оба пользуются высочайшей популярностью внутри своих стран, которая дает им ощущение безнаказанности". "Вообще-то, по словам аналитиков, эти два человека - такое точное отражение друг друга, что едва ли они смогут урегулировать конфликт вокруг сбитого российского самолета без вмешательства извне", - говорится в статье.

"Они не доверяют друг другу. С обеих сторон слишком много амбиций", - полагает Крастев.

"Неясно также, попытаются ли два лидера поработать над своими разногласиями на этой неделе, - пишет журналист. - Во вторник оба ожидаются на международной конференции по климатическим изменениям в Париже. Эрдоган сказал, что звонил в Кремль, чтобы предложить встретиться в кулуарах конференции. Единственным публичным ответом Путина пока стал изданный поздно вечером в субботу указ со списком туманно сформулированных экономических санкций против Турции".

"В конце концов, длительная конфронтация с Турцией, горячая или холодная, может оказаться на руку Путину: возможно, она ускорит желанную отмену западных санкций, наложенных на его страну после аннексии отобранного у Украины Крыма. Если у жаркой московской антизападной критики сменится мишень, это может улучшить отстраненные отношения России с Западом", - полагает Макфаркуар.

По данным The Times, "Турция передала российским дипломатам тело пилота, чей самолет был сбит на прошлой неделе", а российский контингент в Сирии после этого случая стал вести себя более осторожно.

"Хотя ожесточенные бои и обстрелы продолжаются, источники сообщают, что российские самолеты после инцидента не подлетали к границе ближе чем на 5 км", - говорится в статье.

Останки военного летчика Олега Пешкова были доставлены из провинции Хатай у границы с Сирией в Анкару. "Видимо, таким образом Анкара протягивает Москве оливковую ветвь мира", - предполагают авторы.

В статье также сообщается о большом числе жертв среди гражданского населения после удара по рынку в города Эриха, предположительно нанесенного российским ВКС. Другой город - Алеппо - авиация бомбит не менее 10 раз в день. "Удары носят хаотический характер, несколько раз они наносились по рынкам и жилым кварталам", - цитирует газета сирийского журналиста из Алеппо Рами Джарру.