воскресенье, декабря 06, 2015
Утверждение, что незаменимых людей нет, к нему не относится.
Росбалт, 03/12/2015 18:09
Прощание с Рязановым, который нас очеловечил
В Центральном доме литераторов в центре Москвы прошла церемония прощания с легендарным кинорежиссером Эльдаром Рязановым. Панихиду посетили тысячи человек. Родные, близкие, друзья, коллеги и поклонники проводили режиссера в последний путь громкими аплодисментами. Среди пришедших – благодарные зрители, члены правительства, журналисты, звезды эстрады и – главное – актеры, благодаря созданным образам ставшие неотделимыми от картин Рязанова.
В большом зале ЦДЛ, на сцену которого возлагали цветы, звучала музыка из "Иронии судьбы", "Карнавальной ночи", "Служебного романа" и многих других.
Юрий Рост, фотограф, журналист:
"Он был одним из немногих людей в нашем кинематографе, которые не расходовали добро, а производили его. Этого очень мало, дефицит. Не думаю, чтобы он прикладывал усилия какие-то, чтобы это делать. Он был так устроен. С самого первого фильма, "Человек ниоткуда", который меня поразил и неожиданностью, и нежностью, и толерантностью, и умением работать с замечательными актерами. Я не следил за ним – я же не следственные органы. Я просто радовался, когда каждый новый фильм Эльдара Александровича выходил на экран. Мне повезло: я время от времени с ним общался – у нас были общие знакомые. Он один из немногих больших режиссеров, у кого были друзья. Это тоже свидетельствует о том, что он был человеком широкой души. И поэт был неплохой. Очень грустно, что такие люди нас покидают, потому что с их уходом мир – мой мир – теряет очень много. Это значительная часть жизни".
Олег Басилашвили, актер:
"Это человек, которому я обязан очень и очень многим. Также, как и большинство актеров, снимавшихся в его фильмах. Пять фильмов мы работали вместе, и в каждом фильме он открывал для меня не страну, не людей, а самого меня. И благодаря общению с ним я стал постепенно понимать, что такое кинематограф, что такое актер, что такое режиссер, и во имя чего актер стоит часами на грязном полу, ожидая съемки, с какой целью он выходит на экран и что он хочет сказать зрителю. Бесед на эту тему никогда у нас с ним не было. Но всей своей жизнью, всем своим поведением Эльдар доказывал, что если ты равнодушен, если ты не гражданин, если ты не пронизан каким-то особым чувством любви к своей стране, к своей родине, к своим людям, ты не актер.
Для меня уход его из нашей жизни – большой удар. Но что же – такова жизнь. Надо смириться с этим. Но я никогда не забуду тех счастливых мгновений, часов, месяцев, лет, которые я провел рядом с Эльдаром. К несчастью, за несколько дней до его смерти я не успел повидаться с ним. Вот так увиделись… Мне очень тяжело. Я благодарю тебя, Эрик, за все, за все, что ты для меня сделал. За счастливые мгновения не только перед камерой, не только в зале, во время успеха твоих фильмов, но и за счастливые мгновения той жизни, которую ты наполнял своей мудростью, своей ненавистью к глупости, которая подчас бывает в нашей жизни".
Фото Дениса Гольдмана
Алла Пугачева, певица, народная артистка СССР:
"Он — как пазл из картины: если вынуть, то картина уже не та. Вот он такой пазл картины мира. Он определял свое время. Вот это время прошло, и его не заменишь. Поэтому утверждение, что незаменимых людей нет, к нему не относится. Не заменишь такого удивительного, светлого, порядочного, талантливого, народного режиссера. Очень жаль. Я почему-то думала, что он все-таки выкрутится как-то… Пока мы его помним, он живой".
Александр Ширвиндт, актер, режиссер:
"Говорить об Эрике можно только радостно, светло, улыбчиво. Я сейчас думаю о том, что когда срок сосуществования приближается к 60 годам, – это довольно серьезный испытательный срок для взаимоотношений. Я счастлив, что он когда-то меня приютил около себя, я счастлив и горд тем, что эти большие и длинные годы не были никогда омрачены ни предательством, ни обидами настоящими. Это все очень важно, потому что когда рядом существуют такие архинеординарные личности, это страшно мобилизует на существование. Подражать глупо, но смотреть, прислушиваться, учиться надо.
Вот какой парадокс: когда в этой чехарде телевизионной пошлятины пошла строка, что он будет лежать в Колонном зале, я представил его улыбку. Опомнились. Колонный зал. Бесконечные публикации, бесконечные эпитеты, один величавее другого… Это все у нас постфактум. Конвейер этот сегодняшнего поступления в нашей сфере настолько мелок, что я понимаю его настроение в последнее время. Нет собственных недомоганий, нет даже каких-то обид. А от визуального наблюдения того, куда катимся и что с этим делать. Эльдар Александрович был демократом по сути и по крови, а не по партийной принадлежности.
Когда говорят "невосполнимая потеря", это фигура оборота. А когда это суть – то это страшно. Это невосполнимая потеря, потому что таких не делали, не делают и уже не сделают никогда. Это не потому что другая эпоха. Это другое совершенно существо и существование. Фрамуга этого воздуха таланта, гениальности, фантазии и совершенно патологического умения дружить закрылась. Искать нам-то уже поздно. Но и жалко следующие поколения, которые ничего такого иметь не будут. Может быть это их право, но я думаю, что это огромная их трагедия, что они не существовали рядом с таким замечательным, уникальным явлением этого мироздания, как Эльдар Александрович Рязанов".
Татьяна Догилева, актриса:
"Это не только кинорежиссер – для моего поколения – это просто часть страны. Это затасканные слова, но его фильмы воспитывали. Начать с того, что мои родители назвали меня Танечкой после "Карнавальной ночи". Это я говорю не про себя, а про то, как широко во все социальные слои был проникнут дух Эльдара Рязанова, как все его любили. Потом я посмотрела "Гусарскую балладу" и поняла, что есть такое понятие как родина и ее надо любить, и можно отдать за нее жизнь – и хотела долго это сделать. Потом "Берегись автомобиля" – и я поняла, что такое справедливость, и что надо бороться за справедливость всеми своими силами и делать то, что ты можешь. Это не только кинорежиссер, это властитель дум, это воспитатель, это намного больше, чем кино. Это часть сознания страны, часть сознания нации. Его значение сложно переоценить. Не только для интеллигенции, для профессионалов, это действительно для всех".
Сергей Никитин, композитор:
"Невозможно отделить Эльдара Рязанова режиссера, гражданина, человека, нежного друга, мужественного борца с хамством и вообще с несправедливостью. Он настолько естественен в своей жизни и своем искусстве, что нами воспринимался как явление природы, как часть нас самих. Я сейчас себе представляю миллионы научных работников, учителей, врачей, инженеров, которые друг друга узнают по неким паролям. Таким, смешным: "тепленькая пошла" или "какая гадость, эта ваша заливная рыба", "это нога того, кого надо нога" – и люди мгновенно понимают, что принадлежат к категории человека. Всей своей жизнью и своим искусством Эльдар Рязанов очеловечивал нас".
Владимир Меньшов, актер:
"Принято считать, что искусство кино вечное, остающееся во времени, в отличите от, скажем, театра. Но жизнь показывает, что фильмы живут очень недолго. Двадцать лет – это большой срок для фильма. И опыт Рязанова, который сделал почти 60 лет назад "Карнавальную ночь", которую, тем не менее, каждый год показывают на новогодние праздники (я уж не говорю про фильм "Ирония судьбы"), показывает, что все-таки есть какая-то доля вечности в нашем искусстве, и мы можем себе позволить надежду, что после нас еще будет оставаться наше искусство, наши фильмы. Он действительно удивительная личность.
"Ирония судьбы" – это была пьеса, она шла в театрах и была второго сорта – в общей оценке. И когда он взялся за то, чтобы ее сделать в кино, это вызывало некоторое недоумение. По сравнению с "Берегись автомобиля" и "Гусарской балладой". Но человек нашел тот ключ – эти песни, эти стихи, которыми он насытил и поднял ее на такую высоту, что картина уже 40 лет живет и еще долго-долго будет жить. Она не умирает, в нее заложена такая мощная пружина, что она будет распрямляться еще множество лет. Тот же "Служебный роман" – как он поднял эти водевильные сюжеты! Как вмешательство личности в материал приводило к таким высочайшим результатам! Это просто уроки для всех нас.
Я уверен, что его творчество надо изучать в институтах, чтобы понять, что такое народное кино. Понятное всем – от академика до слесаря. Нам необыкновенно повезло всем оказаться современниками этого замечательного человека, жить с ним в одно время и ждать премьеры его фильмов".
Лия Ахеджакова, актриса:
"Бесконечная благодарность за то, что я имела честь и счастье пять раз сниматься у Эльдара Александровича. Это было по восходящей, потому что эта дрожь и волнение, что я недостойна, постепенно прошло, и я поняла, что работа с Рязановым это способ высокой дружбы. Это высокое доверие потрясающего человека – что ты это сыграешь. Это была территория, на которой не обсуждалось, но надо было разделять позицию и масштаб гражданских притязаний этого человека.
Все, что я получила от Эльдара Александровича, – какая-то часть храбрости говорить, а не молчать и уйти от актерской позиции: "мое дело творчество, надо играть и молчать". Он меня вывел на эту территорию, где нельзя сосуществовать рядом с несправедливостью и подлостью. Сколько не ездила я за эти годы, в каких только местах, странах не была – везде меня встречали как человека, который представляет Эльдара Александровича Рязанова. Все мне улыбались и говорили: "Передайте Эльдару Александровичу, как мы его любим". Мне кажется, это высшая мера проявления любви к своему народу. Вот этот зритель, расколотый пополам какими-то подлецами, которые нас разрывают на части".
Валентин Гафт, актер:
"Он сделал для меня все. Если бы не Рязанов, я бы не добрался до кино. Не говорю, что я там что-то шедевральное сыграл. Он везде меня пробивал. Мы с ним разговаривали до последних дней жизни. Мы писали стихи – он и я. Я имел наглость: Эльдар Александрович, вот я написал, послушайте. И ему нравилось. Он как мой крестный отец. Что говорить… Все кончилось. Все кончилось.
Я надеялся, что он поднимется, но, к сожалению, такова жизнь. Это все ужасно. Потому что идет вереница смертей, уходят люди, уходят. Но надо быть к этому готовым. Рязанов так много сделал, что он никогда не уйдет. Он снимал фильмы прикосновением души, он понимал людей так, как никто. Это человек страны, родины, народа".
Юлий Гусман, режиссер, телеведущий:
"Эльдар Рязанов с нами навсегда каждый день много лет с – 1957 года, с триумфа "Карнавальной ночи". Каждый год, два раза в год, мы, телезрители, граждане, вспоминаем его фильмы – снова, снова смотрим, обожаем, любим. И прожил он жизнь огромную, потрясающую. И ушел от нас в 88 лет, а все равно такая зияющая рана. Есть такое глупое представление, что комедиографы – весельчаки и острословы. Эльдар Александрович Рязанов был добрым, сильным, жестким (когда нужно было делать дело), обаятельным, остроумным, но очень человечным и душевным.
Я не буду говорить о том, какие Эльдар Рязанов снял фильмы. Нам еще предстоит всем многие годы показывать их внукам и внукам внуков, а киноведам изучать наследство великого художника. Но мне бы очень хотелось, чтобы он был воспринят не только из его фильмов (а они главные учебники) и из его книг (а они главные советчики), но, самое главное, – из его собственных поступков и его собственной личности, жизни на этой планете, в которой очень легко себе изменить. Эльдар Рязанов никогда не изменял себе. Его гражданская позиция, его ощущение справедливости было абсолютным. Он никогда не сделал ничего того, за что можно было бы когда-либо что-нибудь ему сказать и предъявить".
Подробнее: