понедельник, декабря 07, 2015

Цель наказания санкциями не ясна

2 дня назад | Экономика | Газета Коммерсантъ

Новые санкции встретят на дальних подступах

Как стало известно «Ъ», российские власти начали просчитывать потенциальный эффект от турецких контрсанкций, о возможности введения которых уже заявила Анкара. По данным источников «Ъ», Минпромторг предложил работающим в России автоконцернам отказаться от турецких автокомпонентов, чтобы «хеджировать риски» возможного прекращения их поставок. Одновременно производители зерна, экспортирующие значительную часть продукции в Турцию, уже всерьез рассматривают риски потери этих контрактов.


В среду поздно вечером премьер Турции Ахмет Давутоглу, выступая перед бизнесом, заявил, что Анкара разработала и готова ввести меры компенсации ущерба от объявленных Россией экономических санкций. «Кто бы ни пострадал, готовы меры, чтобы компенсировать их ущерб. Если будет нужно, мы сделаем необходимые шаги, — предупредил он и, обращаясь “к российским друзьям”, добавил: — Давайте не будем портить отношения экономическими санкциями». Турецкий премьер не пояснил, о каких именно возможных мерах идет речь.


Пресс-секретарь посольства Турции в Москве Орхан Газигиль вчера не стал комментировать «Ъ» планы Анкары. При этом он сослался на заявление главы турецкого МИДа Мевлюта Чавушоглу, который вчера вечером после встречи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым в Белграде заявил, что «на сегодняшний день у Турции нет решения ввести ответные меры по отношению к России». Сам господин Лавров не стал комментировать «Ъ», обсуждался ли вопрос турецких контрсанкций в ходе его встречи с главой МИД Турции.

Дьявол в турецких деталях

Между тем, говорят «Ъ» источники среди автоконцернов, Минпромторг начал просчитывать риски еще до заявлений турецкого премьера.

На этой неделе министерство рекомендовало «проанализировать возможность переориентации поставок автокомпонентов с турецких поставщиков» и интересовалось сроками, в которые это можно сделать.

Собеседники «Ъ» уверяют, что рекомендация Минпромторга «не связана с возможностью запрета со стороны России на поставки турецких компонентов». В министерстве «опасаются ответных турецких санкций», которые, в частности, могут быть направлены именно на зависимые от импорта поставки автокомпонентов, и «хотят хеджировать риски». В Минпромторге на запрос «Ъ» не ответили. Официально ситуацию в автоконцернах не комментируют.

Российские власти пока не планируют вводить запрет на поставки промышленных товаров из Турции — в понедельник об этом говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Впрочем, вице-премьер Аркадий Дворкович добавлял, что Минпромторгу поручено проработать перечень ограничений по промтоварам, «который при необходимости может быть введен в действие». Сейчас автокомпоненты и комплектующие из Турции идут через таможню без задержек, уверял в среду первый заместитель главы ФТС России Владимир Малинин. Впрочем, источники «Ъ» в автопроме говорят, что проблемы с ввозом автокомпонентов из-за усиленного таможенного контроля, начавшиеся после введения санкций против Турции, сохраняются даже после того, как стало известно, что промпродукция не попадает под санкции. Ситуация с поставкой комплектующих так и не стабилизировалась, вчера стала проходить часть товаров, которая «только пришла», но, по данным источников «Ъ», по ситуации на вечер четверга ранее задержанные товары таможня так и не пропустила.
Турция — один из крупнейших экспортеров автокомпонентов в мире (в основном в бюджетном сегменте).

По данным Турецкой ассоциации экспортеров автопрома, в 2014 году экспорт транспортных средств и автокомпонентов составил $800 млн, из них на компоненты пришлось $440 млн. Из статистики Евразийской экономической комиссии следует, что за январь—сентябрь объем импорта автокомпонентов из Турции в РФ в денежном выражении — $136,1 млн (в целом импортировано товаров на $3,06 млрд). Турецкие компоненты поставляются для большинства локализованных автопроизводителей, в частности для АвтоВАЗа, КамАЗа, альянса Renault—Nissan. Причем для многих автоконцернов речь идет о ключевых компонентах и узлах — так, по данным источников «Ъ», КамАЗ получает из Турции карданные валы. Импортируются и готовые автомобили — в первую очередь Toyota Corolla и Verso. Раньше из Турции поставлялись и легкие коммерческие автомобили Ford. С весны 2013 года на турецкие фургоны действует антидемпинговая пошлина на уровне 11,1%, но при этом с 2012 года Ford выпускает их в России.

Реакция отрасли на рекомендацию Минпромторга была негативной, рассказывают источники «Ъ», и сейчас компании «собирают убедительную доказательную базу, объясняющую, что этого не стоит делать».

Собеседники «Ъ» отмечают, что иностранным автоконцернам, работающим в России, заменить поставщиков будет проще, чем российским автозаводам, поскольку у них есть поставщики аналогичных деталей в других странах. Но в одном из локализованных в России автоконцернов отмечают, что «есть ряд деталей, отличающихся особой спецификой для российского рынка», поэтому потребуется время, чтобы согласовать технические нормы. Кроме того, для ряда комплектующих в случае замены поставщика потребуется новая сертификация. Поиск новых партнеров, согласование планов, сертификация могут привести к остановке производства и росту конечных цен на машины. Впрочем, Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» сомневается, что Турция закроет экспорт автокомпонентов в Россию, поскольку это ударит не только по российской экономике, но и в целом по мировым автоконцернам.

Анкара по зернышку клюет
Гораздо более решительно готовиться к возможным контрсанкциям начали зерновики. Источник в крупной международной трейдерской компании рассказал, что ряд участников рынка приостановил подписание контрактов с Турцией на экспорт зерна.


«Сейчас вывозится зерно по декабрьским контрактам, но на январь пока контракты не заключаются, подождем января-февраля», — уточнил собеседник «Ъ». Директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов объясняет ситуацию именно тем, что экспортеры опасаются ответных мер Турции на введенные против нее санкции РФ. «Сейчас в рамках действующих контрактов компании стремительно стараются вывезти зерно», — уточняет господин Сизов. Менеджер трейдера, поставляющего в Турцию зерно через мелководные порты, впрочем, считает, что пока поводов для беспокойства нет: его компания продолжает заключать контракты на следующий год.

Но нервозность на рынке уже привела к тому, что трейдеры начали закладывать риски в стоимость зерна. «От этого в первую очередь страдают российские сельхозпроизводители, вынужденные продавать свое зерно по более низким ценам», — отмечает Андрей Сизов. За последнюю неделю стоимость тонны пшеницы в портах азовского бассейна упала до $165, тогда как неделей ранее ее цена была $176.

Заместитель директора департамента стратегического маркетинга «Русагротранса» Игорь Павенский отмечает, что в июле—ноябре из России в Турцию поставлено около 1,64 млн тонн пшеницы (также 400 тыс. тонн кукурузы и 68 тыс. тонн ячменя). По прогнозам эксперта, всего в этом сельхозсезоне Турция ввезет до 4 млн тонн пшеницы, доля России может составить 70%, или 2,8 млн тонн. По прогнозу господина Павенского, с учетом ускорившихся поставок зерна в этом направлении за декабрь может быть вывезено до 600 тыс. тонн зерна (из них 400 тыс. тонн пшеницы и 200 тыс. тонн кукурузы). В этом случае на январь—июнь остаток составит 1 млн тонн (в том числе 800 тыс. тонн пшеницы).

Если Турция введет эмбарго, ей будет нечем восполнить большую часть российского зерна, которое перерабатывается в муку и экспортируется, уверен господин Павенский. «Украина не сможет заместить такие объемы высококачественной пшеницы, из Польши, Германии, США или Австралии она пойдет уже по более высокой цене, что сделает и так субсидируемую турецкую муку гораздо менее конкурентоспособной», — говорит он.

Пока турецкие власти не делали заявлений, касающихся возможного запрета на импорт российского зерна. Но Турция сообщила, что начинает продажу на внутреннем рынке пшеницы из фонда Turkish Grain Board (госкомпания, регулирующая рынок зерна в Турции), где сейчас более 2,6 млн тонн зерна.

«Эти объемы позволят Турции выполнить экспортные контракты, даже отказавшись от российского импорта, но уже весной и летом проблема дефицита снова возникнет», — говорит Игорь Павенский.

В прошлом сельхозсезоне доля Турции в общем объеме российского зернового экспорта составила 20%, в текущем из-за хорошего турецкого урожая и сокращения экспортных контрактов она снизилась до 12%. В Минсельхозе РФ вчера заявили, что Москва не будет предлагать ограничивать поставки зерна в Турцию, а вероятность запрета со стороны Анкары «очень низкая». Тем не менее министерство «готовится к поиску альтернативных рынков, альтернативных каналов». Министр Александр Ткачев считает, что при прекращении экспорта зерна в Турцию закупать его могли бы страны Африки и Ближнего Востока. Но, уточняет один из зерновых трейдеров, переориентация поставок обострит конкуренцию на этих рынках, что в итоге отразится на маржинальности всей цепочки зернового бизнеса.

Яна Циноева, Егор Попов, Анна Зиброва, Елена Черненко; Павел Тарасенко, Белград