понедельник, августа 16, 2010
К проблеме системного изучения истории туркменского ковроткачества
Кадыров Ш.Х. Часть 4: Ковры и хозяйство
Другая проблемная тема истории туркменского ковра: кочевники или земледельцы были авторами первых ворсовых ковров?
«Ковры ведут свое начало от пастушеского кочевого быта» - предполагал и одновременно сомневался первый дотошный исследователь среднеазиатских ковров и не менее талантливый фотомастер С.М. Дудин (1926. С. 77). Пазырыкский ковер, дошедший до нас благодаря вечной мерзлоте, датирован I тыс. д.н.э. А следы войлочного производства датированы I в. д.н.э. Об этом говорит находка, сделанная в 1924 г. в Монголии (С.М. Дудин. 1926. С. 77). Спустя столетия после С.М. Дудина появились материалы о войлоке более древнего времени.
Впрочем, элементарный здравый смысл подсказывает, что первые ковры были войлочными. Они сохраняли свое значение в быту и после изобретения шерстяных гладкотканых и ворсовых ковров. По объемам производства в сторону уменьшения шли: войлоки, безворсовые паласы (гладкотканые ковры, килимы), ворсовые ковры. Почему эти войлочные ковры не были обнаружены в условиях вечной мерзлоты рядом с пазырыкским ковром - остается загадкой. Это тем более интересно, что древние кочевые тюрко-монголы не знали ковроткачества. Его не знали монголы, буряты, и до недавнего времени даже соседние с туркменами и родственные им кыргызы. Ковроделие последних долгое время было исключительно войлочным.
Войлоки и ковры связаны со скотоводством, с производством шерсти. Другое дело – всегда ли это скотоводство должно было быть кочевым. Некочевое скотоводство существовало с глубокой древности наряду с примитивным земледелием. Затем скотоводство выделилось из примитивного земледелия, но не сразу. А главное, это большое разделение труда завершилось не глубоким водоразделом, а созданием комплексного типа хозяйства, с преобладанием в ту или иную сторону соответствующей отрасли. Исключительное, кочевое скотоводство – не меньшая роскошь, чем поливное земледелие. Чтобы им заниматься, нужны огромные пастбища. К тому же, оно не имеет ресурса обеспечивать большое число людей работой. Кочевническое животноводство как феномен возникает лишь в I тыс. д.н.э., а первые ворсовые ковры, не говоря уже о войлочных коврах, появляются на тысячелетия раньше (Ларина Е.И. 2007. С. 145)
До разделения труда на кочевников скотоводов и земледельцев в древние люди уже знали рогожи, циновки из тростника, примитивные паласы, ковры из шкур животных. Они плели «ковры» из трав, прутьев кустарника и древесной коры. Изготовление тканей датируется IV-III тыс. д.н.э. Например, в Гюльдепе в 8 км от Нахичевани на северо-восток были найдены неолитические ручные веретена, деревянный диск тагалаки, костяные прялки. Фрагменты тканей со следами красителей.
Считается, что войлочные жилища нужны были кочевникам и возникли именно в их среде. Так ли это? У примитивных земледельцев это были сначала тростниковые шалаши, мазанки (у туркменов: чатма, орача, кепбе) обмазанные глиной. Но затем появляется и войлочная юрта. Она такой же атрибут оседлых поселений, как и сезонно кочевых стоянок. Появление войлочной юрты у примитивных земледельцев, безусловно, сыграло важную роль, было важнейшим условием, выделения скотоводства в самостоятельную отрасль. Однако само скотоводство при этом совсем не обязательно должны было быть кочевым, оторванным от земледелия.
Туркмены отделяли понятие «кибитка» (палатка на телеге), от юрты, как стационарного жилища. Юрты присущи туркменскому быту не потому, что туркмены кочевали, а потому, что в жарком климате это наиболее экологичный и легко конструируемый вид жилища. Первые разновидности войлочной юрты, возможно, возникли в среде примитивных оседлых земледельцев и скотоводов и только потом уже стали преимущественным и массовым типом жилья у кочевников. При этом, все туркмены-чомуры (земледельцы), наряду с пахсовым домом, почти всегда ставили рядом юрту (караой). Караой был повсеместно распространен в Туркменистане вплоть до начала Великой Отечественной войны. Доля сезонных кочевников к этому времени сократилась до пяти процентов, а 95 процентов туркменов были оседлыми жителями.
Войлочные ковры, несомненно, были первым этапом в развитии ворсового ковроткачества и между ними много сходства (шерсть, орнаменты, окрашивание шерсти). Но наличие традиций войлочного ковра не предполагает обязательного перехода к ворсовым коврам. Есть основания полагать, что ворсовые ковры возникли в полукочевой среде, а точнее в среде, где сохранялось сочетание оседлого земледелия со скотоводством вообще и сезонным кочевым скотоводством (комплексный тип хозяйства), в частности. Именно такой тип хозяйства был присущ туркменам.
Продолжение следует.