вторник, августа 17, 2010

К проблеме системного изучения истории туркменского ковроткачества


Кадыров Ш.Х. Часть 5: Ковры и культура

Геометрический и изобразительный стили можно лишь с оговорками рассматривать как два уровня (низший и высший) развития ковроделия. Это две суверенные культуры, две (тюрки и персы, Иран и Туран) противостоящие друг другу метаэтнические зоны. Туркменскому ковру не свойственна свободная живописная игра линий (Саурова Г. 1968. С. 34). Но полукочевники и не завидовали пышным, «крикливым и пестрым» (С.М. Дудин) орнаментам персов.


Стиль полукочевников не есть результат их недоразвитости, возникшей, в частности, потому, что сюжетный орнамент и сценки из светской жизни требовали большее времени, которого у скотоводов-кочевников якобы в виду краткосрочности их стоянок было меньше, чем у оседлых (Ларина Е. 2007).

Во-первых, туркмены не были «чистыми» скотоводами. Во-вторых, технология плетения ковра такова, что ее можно было приостановить и продолжить в любое время. В-третьих, время всегда можно было всегда сэкономить на снижении плотности ковроплетения. Наконец там, где время было, туркменки тратили его не на освоение более высокой персидской орнаментики, а на повышение плотности узлов.

Среди ковров персидского ареала можно встретить (именуемые местными) ковры полукочевников тюрков/туркменов. 2000 разновидностей персидских ковров составляют 19 групп, в т.ч. 9 группа «торкаман». К группе с геометрическим орнаментом относится стиль 14 группы махи-йе дархам (Ясаволи Дж. 2009. С. 150). Геометризированная культура ковроткачества не ассимилировалась даже внутри чуждого им ареала (например, «казахская школа» ромбов с крючками в Азербайджане, аналогичная туркменским узорам). Особого взлета геометризированный стиль достигает в Х веке, с началом роста влияния туркменов-огузов в Центральной Азии, а затем и на всем переднем Востоке. Геометрическая гармонизация пространственных структур, поэтизация геометрии становится ведущей линией искусств этой эпохи (Алиева К.М. 1984. С. 65).

В.Г. Мошкова считала первоисточником ковроделия древнеперсидскую культуру. Но это вовсе не значит, что именно современный витиеватый ковровый стиль персов был первым. Не это имела в виду В.Г. Мошкова. В древнеперсидской культуре были свои полукочевники. Таким образом, говоря о первоисточниках ковроделия, В.Г. Мошкова имела в виду не парадную древнеперсидскую культуру Ахеменидов, а еще более древний пласт иранской субкультуры полукочевников. Какое отношение к этому имеют туркмены? Согласно исследованиям, первопредки туркменов (прототуркмены) и были частью этой древнеиранской культуры, отделившейся от ее центров в результате занятия полукочевым скотоводством, сформировавшуюся в местную субкультуру с собственными ресурсами (шерсть, пряжа, красители) для развития самобытного ковроткачества. Последующее смешение с гуннами, карлуками, огузами, монголами, кипчаками из восточного Туркестана усилило культурную дистанцию между Ираном и Тураном.

«Тюркский», с геометризированными образами животных, растений, космических тел ковер не трансформировался в витиеватый сюжетный орнамент персов, он развивался параллельно и самостоятельно. Временами оба стиля дополняли друг друга. Второй, якобы более высокий, уточенный стиль (вызывающая сюжетная орнаментация), появившись на базе первого, развивался в последующем уже на другой основе - под влиянием вкусов древних восточных цивилизаций, когда ковры начинают делать на рынок и заказ для высшей элиты.

Но, если отвлечься от замысловатых завитков и цветочков персидского ковра, то не трудно увидеть в нем, как и в туркменском ковре, и символ восьмиконечной звезды и свастику, символизировавшую четыре стихии и четыре стороны Света, и ромб - самый древний религиозный символ (женское начало), который путем простейшей операции, прибавления к нему двух крючков (гочаков - бараньих рогов или клешней скорпиона - сарыичян) становится символом начала мужского.12 гочаков развивают эту тему, узор превращается в символ 12 летнего календаря (муче) туркменов-скотоводов. Особой магией оберега обладала фигура треугольника. В то же время «позаимствования от персов есть и у кочевников, но все они тонут в массе оригинально проработанного материала» (Дудин С.М. 1926. С. 110).

Это и не удивительно. Ведь тюркского в Иране гораздо больше, чем иранского в Туркменистане. В Туркменистане нет иранской диаспоры, в то время как в Иране есть и диаспора туркменов, и диаспора азербайджанцев. Последние, как мы показали ранее, были носителями и туркменской и иранской культуры ковроделия, причем, в отношении красного цвета даже больше туркменского.