воскресенье, июля 24, 2011
Впечатление о Туркменистане (июль 2011)
В воскресенье приехал из Туркменистана. Меня удивил резкий контраст увиденного. Суперсовременные жилые сооружения Ашхабада и отсутствие в них жителей. Фонтаны в цвете на несколько километров и отсутствие веселой отдыхающей публики (после дня рождения президента опять опустели все площади, уставшие, голодные студенты наконец ушли не досмотрев торжественный концерт с участием иностранных певцов).
Нет магазинов, маркет центров в нашем понимании (Кроме Импаш). За продуктами едут на Русский Базар. В коммерческих магазинах-просроченные конфеты и печенья). В международном ТРЕЙД ЦЕНТРЕ-под прилавком гнилые, не пригодные овощи и картошка), просроченные соки.
Современный аэропорт и отсутствие всякой информации для пассажиров и из-за боязни не улететь – толкотня пассажиров у выхода на полет. Обилие автомашин и почти все БУ из Эмиратов.
Строгие полицейские и ГАИ и массовое нарушение ПДД(не уступают пешеходам, наезд на сплошную линию, не знание правил).Отсутствие скамеек под деревьями и запрет на желание сесть на газон или ступеньку. Запрещают снимать даже самые безобидные объекты (новые здания, внутри общественных мест ,кассы, банки).
Из Ашхабада поехал в Чаржоу поездом. Современные китайские вагоны. Навели чистоту, кондиционирование. Но сесть негде, людей больше, чем спальных мест. Боковые сиденья неудобные, маленькие, без спинок. Спальные места по 3 полки с каждой стороны. Вспомнил добрые, широкие советские вагоны. В эпоху Возрожденья, могли бы не экономить на простых удобствах.
Приехав в Чарджоу не поверил глазам. Как было 20 лет назад, так и остался в 20-ом веке. Поехал в Дейнау. Внешность обманчива. У въезда в район – детсад и школа. В колхозах тоже новые детсады и школы. Но почему-то детские учреждения построены у въезда в населенный пункт, а не как удобно для детей, а у главных автодорог, без тротуаров, для того, чтобы президент ехал и не сойдя из машины мог увидеть эти чудо сооружения.
Пенсии по меркам ТМ платят нормально. Но много безработной молодежи и почти в каждой семье есть люди 1 или 2 (в том числе взрослые)уехавшие на заработки в Турцию.
Неурожай пшеницы из-за отсутствия воды. Воды нет, потому что освоенных полей много и большая часть воды уходит не на хлопок а рис и пшеницу. Вынуждены смешивать воду из зейкешов и из реки. Моя родственница получила прибыль с 4-х гектаров 3 доллара, сдав 6 тонн пшеницы. Колхозные земли сдаются в аренду, но чтобы взять участок для риса надо дать взятку 5-10 тыс. долларов. Если с таким трудом получишь землю надо дать ещё тем, кто тебя обеспечивает водой и удобрениями. При уборке и взвешивании пшеницы на поле присутствует КОМИТЕТ. За перекрывание воды обычная ссора крестьян двух деревень (ата и кайсары, чандыры)чуть не переросла в этническую.
Исчезла дыня ГЮЛЬ-АБИ - Чарджоуская. Остальные тоже под угрозой. Почти все червивые. Основная еда-хлеб, чай. Молочные продукты, сливочное масло, мясо - не для каждой семьи. Взятки везде. Даже врачу, выписывавшему больному бесплатный рецепт надо дать. Население поголовно больное кишечными инфекциями. Самое популярное и дорогое лекарство-левомицетин.
Население не протестное - если сравнить Ниязовский период, они живут в раю. Город Сейди (Нефтезаводск) мы оставили цветущим, новеньким, а теперь зарастает бурьяном и тамдырами. На нефтеперерабатывающем заводе, цистерны после пропарки моют (внутри) без средств защиты (противогазов), потому что их нет.
Всего не напишешь. Заметно ощущается изоляция ТМ от внешнего мира. Природных богатств ТМ не хватит для поступательного развития при огромных дотациях населению. Все равно президенту придется прибегать к непупулярным средствам.
С уважением, Ата. 20 июля 2011