"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

суббота, марта 30, 2013

Валерий Лебедев. От кого пошли предки современного человека?



В мартовском номере National Geographic помещена статья Джеймса Шриви “Величайшее путешествие”. Именно этот журнал год назад начал проект, согласно которому исследовались генетические корни живущих на Земле людей и определялись пути миграции генетических групп.


Возьмем интересующий нас сейчас аспект. Сам текст статьи, и сопровождающая его карта говорит о том, что современный человек возник в экваториальной Африке (примерно на границе между современными Сомали и Эфиопией), в окрестностях древнейшей обнаруженной стоянки в Omo Kibish (Эфиопия). Срок – не позже 200 000 лет назад (датировка стоянки Omo Kibish – 195 тыс. лет). Причем, первочеловек появился в очень малом количестве, вполне возможно, что единственном. Уж не Адам ли то был? Но и все прочие проекты человека возникали там же – и отправлялись гулять по свету, хотя и в Африке было места более, чем достаточно.

Затем эти древнейшие люди начали расселение. Сначала по Африке, потом вышли в район Ближнего Востока, откуда одна часть пошла в Европу, другая – в Азию, и ниже, через Индию и Индонезию добралась аж до Австралии, где древнейшее стойбище в Lake Mundo датировано древностью в 45 тыс. лет. Нигде не сказано, что анатомически и физиологически этот “самый первый современный человек” относится к виду хомо сапиенс сапиенс или кроманьонцу. Допустить тождество человека 200 тысячелетней давности с ныне живущими его потомками трудно и даже невозможно: 200 тысяч лет – приличный срок для эволюции и за это время вид не может не измениться. И вообще тогда становится непонятным происхождение, например, питекантропа возрастом один миллион лет, открытого на Яве, синантропа давностью полмиллиона лет, открытого в районе Пекина и первых неандертальцев, возрастом в 200 тыс. лет, открытых на территории Германии и в других местах Европы. Если все это “боковые ветви”, то как они попали в места своего открытия? Ведь и они тоже все родом из Африки.

Выходит нечто удивительное: Африка периодически производила боковые ветви человека и исторгала их на свою периферию, пока не произвела вдруг и сразу “современного человека”, который пошел завоевывать мир. Все тот же вопрос: где предки этого современного человека? Он-то от кого произошел? Об этом в статье “Величайшее путешествие” нет ни единого слова.

Есть в статье и вторая лакуна: непонятно, какова была причина, заставляющая очень малочисленные тогдашние племена двигаться не просто все дальше и дальше, но проникать в ледниковые пространства Восточной Сибири, а потом и Аляски. Ведь в то время ни о каком перенаселении говорить не приходилось, даже в позднем каменном веке на всей земле проживало порядка 20-30 тыс. человек – как в маленьком районном городе. Директор National Geographic Society's Genographic Project Уэллс говорит так: "Это были в основном не плавания, а пешие переходы вдоль берегов, чтобы избежать излишнего скопления людей в одном месте"( to get away from the crowd). Правда, он дает еще одну причину: Древние охотники стремились все дальше, двигаемые “искусом “охотничьей игры””, то есть, гнали-гнали мамонта из Сибири, и добежали в азарте и раже аж до Австралии и мыса Горн в Южной Америке. Мамонта, натурально, затравили насмерть. Да, хиловатое объяснение. Хотя лично я затрудняюсь дать иное.

И по срокам расселения, судя по статье в National Geographic не все ладно.

Читаем: Путь из Африки. Генетические данные показывают, что маленькая группа современных людей покинула Африку для “лучшей доли” между 70 000 до 50 000 лет назад.

Далее. Современные люди продвигались прибрежным путем по южной Азии и достигли Австралии почти 50 000 лет назад.

И так, только совершили исход из Африки и почти сразу же (или просто сразу, если принять нижнюю границу исхода в 50 тыс. лет) – оказались в Австралии!

Но ведь чтобы пройти путь от центра Африки до другого конца Австралии (где обнаружена ранняя стоянка в окрестностях Lake Mungo) нужно преодолеть расстояние в полэкватора! Пройти через всю Аравию, Иран, Афганистан, Индию, Бирму, Таиланд, потом вступить на земли Индонезийского архипелага. Да еще и переплыть тысячу километров по Индийскому океану через острова Индонезии до Австралии. Притом учтите, что каждое поколение мигрантов вовсе не имело цели куда-то придти. Люди палеолита о географии Земли не имели никакого представления и продвигались вперед стихийно, каждое поколение переносило место стойбища не более, чем на несколько километров дальше.

А когда появились люди в Южной Европе? Даже позже, чем в Австралии – карта дает время от 30 до 40 тыс. лет назад. А ведь Южная Европа – рядом с путем миграции из Африки. И когда каким-то нелепым кружным путем, чуть ли не через Австралию (ну, это чересчур, но через Индию – точно) в Европу пришли новоселы, они застали давно живущих там неандертальцев. Да эти-то откуда там взялись? Их предки – кто? В статье - ни слова.

Не будем говорить о совсем уж ранних предках человека, остановимся на ближайших его родственниках, на неандертальцах. Это действительно боковая ветвь, неудачные “двоюродные братья”, или все-таки прямые предки?

Приведу две главных точки зрения на наше родство с неандертальцами.

Первая – это отрицание такого родства. Вторая – более чем возможное родство.

Сначала первая точка зрения. Оговорюсь, это не просто мнение, но данные анализов ДНК (сделаю это сообщение в виде своего рода компендиума, то есть сводки известных сегодня данных).

Сенсационное открытие того, что неандерталец - не наш предок, было сделано немецко-американской группой генетиков, возглавляемой Сванте Паабо (Svante Paabo) из Мюнхенского университета. В 1997 году исследователи из мюнхенского университета проанализировали ДНК останков самого первого неандертальца, найденного еще в 1856 году, который жил 50 тысяч лет назад. Паабо и его коллеги извлекли из останков неандертальца фрагмент ДНК (у 45 000-летних останков мужчины из Хорватии, обнаруженных в пещере Vindija близ Загреба). После сравнения древней ДНК с таким же фрагментом из клетки современного человека оказалось, что неандерталец вовсе не был предком нынешнего Homo Sapiens! Согласно этим исследованиям, неандертальская хромосома Y, которая передается по мужской линии и у женщин отсутствует, сильно отличается от аналогичной хромосомы современного человека и шимпанзе – сильнее других хромосом. Это печально для неандертальца как нашего пращура.

Некоторые другие ученые тоже давят на гордость неандретальца. Кристоф Золликофер и Марсия Понче де Лин из университета Цюриха использовали ископаемые останки для создания трехмерных виртуальных изображений черепов неандертальцев. Им удалось восстановить внешний вид черепов и еще больше убедиться в том, что они состоят не в столь близком родстве с современным человеком.

Да, в целом восторжествовала точка зрения о том, что неандертальцы не были ни предками, ни родственниками современного человека. Это были два различных биологических вида, произошедших от разных ветвей древних гоминидов. Сравнение геномов Homo sapiens sapiens и просто Homo sapiens (неандертальцев) показывает, что у современного человека практически нет генов, характерных для неандертальцев. Одним словом, мт-ДНК неандертальцев оказалась очень отличной от нашей. Отсюда генетиками был сделан обескураживающий вывод: в современных людях нет ни капли крови неандертальца. Словом, он навсегда был вычеркнут из истории человечества.

Так выглядит первая точка зрения на неандертальцев.

А вот – вторая.

Неандертальца исключили из состава наших предков с помощью митохондриальной ДНК (мтДНК), но она - всего лишь маленький участок из огромного генома. А ведь митохондрия - ее еще называют электростанцией клетки - даже не находится в ее ядре. И вот ей ученые доверили всемирную судьбу человечества. Почему? Дело в том, что из всех генов древних людей лучше всего сохранятся именно ДНК митохондрий. Благодаря им генетики и заглядывают в далекое прошлое. А за счет того, что они наследуются только от матери, удается проследить более короткие родственные линии.

Профессор Мичиганского университета, известный антрополог и генетик Алан Темплтон считает, что по одному участку генома нельзя делать выводы об эволюции человечества. Необходим анализ многих участков генома. Ученый изучал сразу 25 участков человеческого генома. Оказалось, что общая картина совпадает с той, которая реконструируется по данным археологии.

Три участка ДНК сохранили следы древнейшей волны выхода из Африки около 1,9 млн. лет назад. Это означает, что в наших жилах течет кровь древних архантропов! Семь участков свидетельствуют о втором исходе из Африки около 650 тыс. лет назад. Наконец, еще пять участков ДНК подтверждают третий исход из Африки около 150 тыс. лет назад.

По мнению Темплтона, существенное отличие в ДНК митохондрий вовсе не доказывает, что наши предки не скрещивались с неандертальцами. В этом случае мтДНК вообще не могут служить доказательствами. Подобные примеры, когда гены одного народа передавались другому только через мужчин, известны из более поздней истории человечества.

По мнению многих исследователей, скрещивание неандертальских форм с формами собственно Homo sapiens закрепило во многих популяциях некоторые гены, относившиеся вначале к неандертальской расе. Это является еще одним доказательством, свидетельствующим о том, что неандертальские формы относились к генетически открытой системе, то есть не являлись отдельным видом.

Данные Темплтона показывают, что обмен генами между евразийскими и африканскими популяциями наших предков никогда не прекращался. То есть, древнее человечество было вовсе не совокупностью изолированных рас, подвидов, видов, а представляло собой единую общность на протяжении двух последних миллионов лет.

На стоянках неандертальцев (не успевших стать хомо сапиенсами) находили кости кроманьонцев. А на стоянках кроманьонцев – кости неандертальцев. Со следами обработки каменными рубилами (они были у тех и других примерно одинаковыми) и извлеченным костным мозгом.

Предполагается, что имелись не только враждебные контакты между двумя видами людей, но и “любовные”, дававшее даже общее потомство. Останки древнейших современных людей из Центральной Европы часто демонстрируют неандертальские черты, хотя эти черты отсутствуют в современных популяциях.

Продолжение следует