"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

вторник, марта 04, 2014

Адайстан и Йомудистан - два новых прикаспийских государства?

Впервые опубликовано 4 марта 2013 г.

 Мы уже писали о том, что в настоящем десятилетии произодет одно из самых потрясающих политических событий – смена власти в Казахстане, связанная с отставкой Н. Назарбаева. Встает вопрос о том, как это отразится на положении в Туркменистане? 
Вопрос не риторический. Балканская область (ныне велаят) Туркменистана граничит с Мангистауской областью Казахстана (бывшая Мангышлакская, в царское время входившая в состав Закаспийской области с центром в Асхабаде (Ашхабаде). Эта область очень своеобразная для самого Казахстана (об этом подробнее ниже) и вместе с тем, имеющая очень много сходства с исторически близким ей туркменами-йомудами, населяющими Балканскую область Туркменистана.


Туркменские и казахские этнологи спорят о том, кто был потомками античных дахов – туркмены или казахи. Туркмены занимают теорриторию на которой жили дахи (среднеазиатские скифы), а казахи помимо этого еще и сохранили собственно этноним своих предков (адай). Именно воинственные казахи-адаевцы и являются основным населением Мангистуской области и соседями с туркменами Балканского велаята. Причем казахи адаевцы называют себя прежде всего адаевцами, а потом уже причисляют себя к казахам.
Обе области дают громадные доли в государственные бюджеты за счет добычи нефти и газа, являясь при этом самыми малообеспеченными. Поэтому протестные настроения в обоих областях, направленные против Астаны и Ашхабада также велики именно в них. Обращает на себя внимание и тот факт, что в годы борьбы с повстанческим движением ряда басмачей казахов и туркменов сомкнулись, а часть казахского басмачества в последующем скрывалась в Каракумах. Не менее интересно и то, что в недавних протестных акциях в Женаозене значительная часть арестованных и осужденных оказалась этническими казахами из Туркменистана. 

Специалисты утверждают, что адевцы психологически сегодня как никогда готовы к выходу из состава Казахстана, правда, отстоять свою независимость Малый жус будет не в состоянии из-за малочисленности населения, слабой инфраструктуры, проблемы с продовольственной зависимостью и питьевой водой.

Тем не менее, Туркменистану следует видеть возможные риски. Примечательно, что в 1989 г. начались антикавказские прогромы. Первыми, весной 1989 г. они проявились в Западном Туркменистане, а летом вылились в Жанаозене (Новый Узень) в массовые беспорядки и драки местных жителей с выходцами из Кавказа. Закончилось вводом в город тяжелой боевой техники (количество человеческих жертв называется разное – от десятка человек до двух сотен). В результате более чем 25 тысяч гостей с другого берега Каспия все как один покинули Мангистау.

Еще одно сходство: как йомуды Западного Туркменистана, так и адаевцы Младшего жуса слабо представлены в центральных органах власти своих государств. 

Но, в отличие от адаевцев, йомуды являются второй по численности национальностью Туркменистана после туркменов-теке. Они занимают две области (Северную и Западную), а также имеют  большую диаспору в Иране, непосредственно примыкающую к южной границе страны. Уход Н. Назарбаева и связанная с этим нестабильность, теоретически, совпадут с началом активных военных действий США против Ирана, а, значит и с активностью западных йомудов. 

Перечисленное лишь верхняя часть айсберга проблем, которые ждут Туркменистан в ближайшее время. 

Читайте также по данной проблеме тут.