"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

воскресенье, февраля 23, 2014

По привычке, «взяв быка за рога», она намекнула, что тоже боролась с режимом, и предложила себя гарантом

Политика Украина: революция только начинается
09:50 / 23.02.2014

Нынешняя власть пока что не понимает истинной роли Майдана в политпроцессе
Головокружение от успехов Пленарное заседание Верховной Рады, по иронии судьбы, в выходной день, в субботу, 22 февраля, стало самым плодотворным за всю историю текущего созыва. На парламент свалилась вся полнота власти. Судя по реакции депутатов, слегка неожиданно. Если люди под Верховной Радой четко знали, что должен сделать парламент первым делом, то сами законодатели такой четкостью мысли похвалиться не могли.

Активисты Майдана и сотрудники народной самообороны, скупо и неохотно роняя реплики, настаивали на импичменте президента. Впрочем, «Правый сектор» говорил об этом еще накануне, поэтому чаяния активистов не удивляли. Удивляли действия парламентариев. После того, как стало известно об отставке и бегстве спикера и первого вице-спикера, Руслан Кошулинский малость растерялся.

Во-первых, потому, что соглашение о выходе из кризиса было подписано президентом Виктором Януковичем, и гарант Конституции в Киеве являлся гарантом и выполнения условий договора. Без президента придать легитимность новой власти было сложно.

Во-вторых, скоро обнаружилось, что оппозиция, увлекшись борьбой с режимом, не подумала о первых шагах во власти и о кадровых расстановках. Их оправдывает только то, что мало кто ожидал такой трусости от Виктора Януковича. То есть, любая трусость имеет границы. В нынешнем случае, все границы были нарушены. Читайте также: Верховная Рада проголосовала за выплату зарплат экс-депутатам Так что, несколько часов Верховная Рада была в прострации. Этим пытались воспользоваться «регионалы».

Пока депутаты пачками выходили из фракции Партии регионов, Юрий Мирошниченко и Нестор Шуфрич, беря слово, пытались создать видимость  дискуссии. «Тянут время», - таков был вердикт наблюдателей и журналистов, парламентской «галерки». Однако это не помешало парламенту избрать спикера вместо Владимира Рыбака.

Действовать, действовать и еще раз действовать Заминка длиной в несколько часов, с 13-25 до почти 17 часов вечера ушла на то, чтобы отыскать Виктора Януковича. Совершенно очевидно было, что от него требовалось подписать принятый накануне Верховной Радой законопроект о восстановлении Конституции 2004 года. Отыскать Януковича вроде удалось, и он якобы пообещал уйти в отставку. Это, со слов Александра Турчинова, сказал Арсений Яценюк, который и говорил с гарантом.

Однако складывалось впечатление, что стороны ожидали первых заявлений Собрания депутатов всех уровней в Харькове. Именно после появления резолюции собрания в Харькове депутатов срочно созвали в сессионный зал. Многие не без сожаления оторвались от обеда в буфете.

Но в зале ровным счетом ничего не происходило. Депутаты слали гонцов в буфет, те возвращались, нагруженные бутербродами. Некоторые – с икрой.

Только после обращения Виктора Януковича, в котором он объявил Верховную Раду вне закона, новый спикер – Александр Турчинов – начал формировать силовой блок Кабмина, назначив «смотрящих», и провел постановление об освобождении Юлии Тимошенко. Ранее депутаты приняли проект постановления о восстановлении некоторых положений Конституции 2004 года.


Жирной чертой под этой украинской революцией стало освобождение и появление на Майдане Юлии Тимошенко. И она сразу показала высокий класс политической тактики, попытавшись стать вождем Майдана. И тут выяснились интересные вещи.

Первая: те люди, которые стояли и стоят на Майдане, они имеют первые победы, они заплатили дорогую цену и, отказываясь признавать соглашение между Януковичем и оппозицией, оказались правы. То есть, они доказали свое право на самостоятельность. И никаких вождей эти люди не потерпят. Если и появятся руководители из их среды, то они будут именно представителями и выразителями интересов Майдана. «Вождизм», ни в каких формах на Майдане не пройдет.

Этого пока что не поняла Юлия Тимошенко. По привычке, «взяв быка за рога», она намекнула, что тоже боролась с режимом, и предложила себя гарантом того, что «театра в политике больше не будет». Театра действительно не будет, и именно Тимошенко первой надо эту новую политическую реальность уяснить. И если Юлия Тимошенко существенно повлияет, уже сегодня, на расстановку сил в оппозиции, точнее, уже во власти, то ее влияние на Майдане – условно и пока что ничем не подкреплено.

Теперь о Януковиче. Выбрав из всех возможных сценариев самый позорный, он все же остается, формально, президентом страны. Постановление Верховной Рады об отстранении Януковича от осуществления полномочий главы государства юридически не идеально. Люди под Верховной Радой, Майдан, ожидали от Верховной Рады, по крайней мере, импичмента, причем, с утра. Не сделав этого, новое руководство страны ввергло Украину в состояние классического двоевластия. И эта поспешность, юридическая, прежде всего, таит опасность и для новой власти.

Созданы прецеденты. Хорошие они или плохие, но они закладывают основы нестабильности любой власти, которая будет в Украине. Именно поэтому Майдан говорит о «смене системы». 

Что делать с Виктором Януковичем, сказать сложно. Этого никто не знает. Янукович заявил, что он законно избранный президент, и объявил Верховную Раду вне закона. Призыв привести его на Майдан – это красиво, но это надо было делать 18 февраля, в крайнем случае, 20 февраля. Сейчас Янукович – гонимый, свергнутый в результате государственного переворота. И он сможет апеллировать к «предательству оппозиции».

Поэтому, как ни крути, фактор Януковича в украинском политпроцессе все же остается. На сегодня понятно, что объединить Восток и Юг страны он не в силах. Однако, в силу статуса, Янукович остается Главнокомандующим Вооруженными силами. Отстранить от полномочий – не значит, лишить их. И если Янукович или те, кто стоит за ним, соберет войска, будет война за территории и области.

В ситуации двоевластия, исход борьбы зависит от решения каждой конкретной единицы, каждой персоны. Назначив «смотрящих» в силовые ведомства, Александр Турчинов, фактически, распространил это двоевластие на Кабмин. Если силовики подчинятся под влиянием силы, то с тем же успехом они могут перейти на сторону Януковича и пророссийских сил, те также соберутся с силами за пределами Украины.

В случае внешней интервенции, позиции новой власти крайне шатки. Три месяца на светлое будущее Можно, конечно, спорить, но решение Александра Турчинова сконцентрировать в своих руках контроль за законодательной и исполнительной ветвью власти, сразу после «повалення тирана и диктатора», вызывает вопросы.

Три месяца, до скоропостижных президентских выборов, Александр Турчинов является де факто своеобразным президентоспикером. Такой объем полномочий и не снился свергнутому тирану Януковичу. Почему он побоялся уступить контроль за Кабмином соратникам?

В ответе на этот вопрос кроется самая большая опасность для новой власти, - внутренний раздрай. Оппозиция, мотивируя свои действия необходимостью обеспечить правопорядок и предупредить мародерства, назначила «смотрящих» в силовой блок. Но сам Турчинов признал, что для формирования коалиции и полноценного правительство потребуется время.

Это может быть только по одной причине: уверенности в союзниках нет, и это обязательно скажется при формировании правительства. И только страх Майдана обуславливает и спешку, и небезупречные решения парламента, принятые, кстати, без обсуждений в режиме ad hoc, за что некогда оппозиция так критиковала «регионалов».

Теперь многое зависит от позиций местных властей, местных элит. В регионах ситуация неоднозначная. Украина де факто в состоянии предраскола, а центр и Киев остаются эдакой зоной бифуркации, условного противостояния.

Назначение «смотрящих» в силовые ведомства  - всего лишь заявка на контроль за СБУ, ГПУ, МВД и армией. Не стоит обольщаться, еще ничего не завершено и победа не полная. Хватит ли у новой власти сил удержать страну в нынешних границах? Однозначного ответа на этот вопрос пока что нет.

Тем временем, через три месяца в Украине – президентские выборы. Будут ли принимать в них участие восточные и южные регионы? Насколько легитимны будут результаты досрочной гонки? И, если действует Конституция 2004 года, не начнется ли привычная война между президентом и премьером? Много вопросов, мало ответов.

Ясно одно: сейчас, на сегодня, единственной силой, способной не только взять власть, но и удержать ее, является Правый сектор с его четкой организацией, внутренней цельностью и откровенным недоверием к нынешним лидерам оппозиции, ставшей властью. Во всяком случае, продуктивную работу Верховной Рады в субботу, 22 февраля, обеспечили именно они. Так что, мы стали свидетелями и участниками первого этапа украинской революции. Первого, но не последнего.

Федерализация или мирный раскол, по сценарию Чехословакии, сейчас для Украины выглядит как один из позитивных. Альтернатив не так много: сильная новая власть, которая учтет и сбалансирует интересы всех групп населения, или силовое противостояние, вплоть до гражданской войны.

Лилия Фоменко
Читать больше: Источник



Тимошенко поговорила с Меркель по телефону

23.02.2014, 16:48 | «Газета.Ru»

Одна из лидеров украинской оппозиции, Юлия Тимошенко, получила поддержку канцлера Германии Ангелы Меркель во время телефонного разговора, состоявшегося между политиками в воскресенье, сообщает пресс-служба Тимошенко.

Во время разговора Меркель поздравила Тимошенко с освобождением и выразила уверенность, что ее возвращение в большую политику станет одним из важнейших факторов стабилизации ситуации на Украине, сохранения единства страны и ее возвращения на путь европейских реформ. Она также пообещала Украине всяческую поддержку в этом и пожелала Тимошенко скорейшего выздоровления.

Стороны договорились о встрече, которая может состояться в ближайшее время.