"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

среда, февраля 26, 2014

Норвегия бьет рекорды мыслимого и немыслимого гуманизма

Брейвик и его университеты


Норвежский убийца Андерс Брейвик, расстрелявший 69 человек на острове Утойя в 2011 году, осужденный на максимальный срок заключения в 21 год и социальную изоляцию, поступил в университет Осло.


Эта новость, появившаяся вчера в Рунете со ссылкой на немецкий информационный портал N24, породила принципиально новую этическую дилемму, в которой тюрьма, высшая школа и общество решают задачу на смысл – что же дальше делать с Монстром, которому сознательно сохранили жизнь.

Как олицетворение предельного человеческого зла – рационального, осознанного, хладнокровного, благополучного и не раскаявшегося — Брейвик действительно Монстр. Его деяния явно выходят за привычные мерки этических стандартов, а потому ни одно из решений относительно его судьбы не является бесспорным.

Бесспорно другое: для остального мира судьба Брейвика — это пустой стул на сцене, куда направлен ослепительный луч прожектора в спектакле "Будущее Европы". Стул пуст и мы ждем, кто же займет его и заговорит.

Заговорит о важных вещах — о возможности наказания там, где возмездие уже невозможно; о современном понимании абсолютной виновности, о выборе сохранять или не сохранять личность тому, кому правосудие сохранило тело и возможность жизни; об изоляции,  исправлении, развитии.

А пока говорят другие.

Первой и ожидаемой сетевой реакцией на образовательную инициативу Брейвика было возмущенно-эмоциональное  — "И это та Европа, в которую мы идем?!!! Он Монстр и не имеет права на человеческое!", "Может вы, трусливые европейские либерасты и импотенты, ему еще мороженное купите и в зоопарк сводите?!"

Более сдержанные комментаторы рассуждают о нарушении принципа социальной изоляции (обучение, пусть даже заочное, – это все же процесс социальный, который предполагает предельно редуцированные, но отношения учителя и ученика), о деньгах норвежских налогоплательщиков, за чей счет будет учиться политическим наукам политический преступник Андрес Брейвик. Решают — является ли образование привилегией или культурным правом личности? Да и вообще: "Вор должен сидеть в тюрьме", а жаждущий славы убийца и Монстр заслуживает забытья, которое предполагает вычеркивание не только из человеческого мира отношений, но и полной изоляции от продуктов человеческой культуры, а одно это за 2-3 года способно лишить социальных навыков и привести к "смерти человека" в биологическом индивиде.

Противоположные точки зрения — от романтического: "Образование и развитие способны изменить личность преступника и его мировоззрение, потому, — пусть учится" до ехидно-ироничного: "Раз не убили Брейвика сразу, то да, учите его, водите в кино и зоопарк, покупайте попкорн – сказали А, скажите и Б" — также обращены к индивидуальной истории преступника.

Но дело совсем не в Брейвике. Понять логику отношения европейских институтов к его судьбе можно, только с учетом структуры и эволюции самих этих институтов. В их основе — все тот же ценностный конструкт, настолько отличный от нашего, что, говоря "европейский", мы почти всегда предполагаем, "иной".

Этика, ценности и культура как неразрывно связанные между собой феномены на протяжении веков формировали дисциплинарные институты общества – тюрьму, университет, больницу, армию. И каждый из этих институтов, проходя свой путь ценностной эволюции, всегда оставался культурным продуктом. В определенный момент тюрьма как культурный продукт Западной Европы оказалась слишком отличной от тюрьмы как культурного продукта Европы Восточной.

И если для наших тюрем важнейшей остается функция наказания, а значит уничтожение, духовное или физическое, то европейская тюрьма как институт, эволюционировала в ином направлении. Забытью, молчанию и возмездию (колония "Черный дельфин"), европейская пенитенциарная система противопоставила совсем иное ценностное решение.

Эволюцию европейской тюрьмы хорошо описал французский философ Мишель Фуко в работе "Надзирать и наказывать", посвященной истории изменения механизмов возмездия за преступления.

О новой европейской тюрьме он пишет как об институте, который уходит от идеи наказания к идее надзора и прогноза рисков: "Работа над душой заключенного должна производиться как можно чаще. Новое и важное в этой модели то, что за индивидуализацией наказания следует и индивидуальный подход к осужденному. Теперь аппарат исправительного наказания точкой приложения рассматривает осужденного индивида. Тело и душа, рассматриваемая как вместилище привычек, образуют элемент, который отныне подлежит карательному вмешательству. Организуется целый корпус  знания, область значения которого — не столько совершенное преступление, по крайней мере, не оно одно, сколько потенциальная опасность, сокрытая в индивиде и проявляющаяся в его наблюдаемом каждодневном поведении. С этой точки зрения тюрьма действует как аппарат познания".

Тюрьма, действующая как аппарат познания, видит в Брейвике не индивидуального Монстра, а новую деструктивную, асоциальную функцию. В условиях современной мультикультурной Европы, где Лев никак не желает возлечь рядом с Ягненком, "Брейвик" может повториться вновь. А потому ее нужно изучать, по-разному на нее воздействуя, оценивая шансы и возможности ее нейтрализации как функции – не личности и не тела. Именно потому слишком дорого не учить Андерса Брейвика.

Ольга Духнич

Подробнее: тут



Причины гуманизма:

В правящий блок Норвегии вошла партия, в которой состоял Брейвик

ОСЛО, 1 октября. Правительство Норвегии будет сформировано Консервативной партией и правой Партией прогресса, членом которой несколько лет был Андерс Брейвик, пишет издание Kureren. Об этом сообщила на пресс-конференции 30 сентября лидер консерваторов Эрна Сольберг.


Теперь консерваторы и правые начнут переговоры о непосредственном формировании кабинета министров. Таким образом, Партия прогресса, образованная в начале 1970-х годов, впервые попадет в правительство страны, передает Lenta.ru.

Христианская народная партия (ХНП) и Либеральная партия, которых выигравшие выборы консерваторы пригласили на переговоры о создании правящей коалиции, отказались от сотрудничества с правыми и тем самым лишили себя возможности влиять на состав кабинета министров. Несмотря на отказ Христианской народной партии и либералов участвовать в коалиции, они подписали договоренность с будущим правящим блоком. В этом документе отражены некоторые предложения ХНП и либералов, которые новое правительство согласилось поддерживать в ближайшие четыре года своего правления.

Большинство мест на выборах в Норвегии, прошедших в начале сентября, получила правящая Трудовая партия, однако право формировать правительство ее блок, в который также входили центристы и социалисты, потерял: в сумме партии набрали слишком мало мандатов. В результате создание кабинета было поручено консерваторам во главе с Эрной Сольберг, которые надеялись создать большую коалицию из четырех партий. Действующее правительство передаст свои полномочия новому 14 октября, когда будет представлен проект бюджета на 2014 год.

Андерс Брейвик являлся членом Партии прогресса с 1999 года. Будущий террорист вышел из партии в 2007 году. Партия прогресса подчеркивала, что не имеет отношения к терактам 2011 года.

Ранее сообщалось, что четыре кандидата от левоцентристской Норвежской народной партии, выжившие во время бойни на острове Утойя, устроенной террористом Андерсом Брейвиком в 2011 году, получили места в парламенте страны.

Подробнее: тут