Цены ползут вверх
Но торговые сети идут на все, лишь бы удержать покупателя
В начале марта «МК» уже писал о поступательном росте цен практически во всех сферах российского ритейла. В связи с неустойчивым поведением рубля, событиями в Крыму и ожиданием экономических санкций о какой-либо стабилизации говорить не приходится. Как отмечает Росстат, уровень инфляции в конце первой декады марта уже составил 6,4%. Россияне продолжают затягивать потуже пояса и экономить.
Прежде всего — на подарках. Так, исследования Shopping index (от Watcom) свидетельствуют о том, что за неделю перед 8 Марта почти на 11% (по сравнению с 2013 г.) снизился трафик в торговых центрах. Снижение происходило и перед 23 февраля.
Однако на праздничном меню и напитках россияне не экономили. На фоне дальнейшего снижения покупательной активности в некоторых продуктовых сетях торговый оборот за неделю до 8 Марта даже вырос на 10% (по сравнению с 2013 г.).
Чему также способствовали многочисленные скидки среди ритейлеров разных форматов. В российской торговле складывается неоднозначная ситуация. Крупные игроки (гипермаркеты) пока удерживают стабильные цены. А вот более мелкие вынуждены идти на повышение. Уже в понедельник, 24 марта, в сетях небольших магазинов и кулинарий ждут новых ценников на мясосодержащие продукты (колбаса, сосиски, сардельки, паштеты и др.).
Ценовой разлив по всей России
По данным Росстата, только за период с 12 по 17 марта цены на сахар-песок выросли на 2,3%, водку — на 1,3% (за февраль — на 4,2%), молоко стерилизованное — на 1,1%, масло сливочное, рис, пшено, яйца, сметану, творог и молоко пастеризованное — на 0,5–0,7% (в феврале — творог подорожал на 2,3%, молоко — на 2,1%). Вместе с тем подсолнечное масло подешевело на 0,2%, а макаронные изделия — на 0,1%. Плодоовощная продукция подорожала в среднем на 0,6%, в том числе и картофель — на 2,0% (в феврале — на 16%), лук, морковь и капуста на 1,3–1,4%. Понизились цены на свежие огурцы — на 1,8% (в то время как в феврале они подорожали в среднем на 7%). Усредненные данные приведены по 272 городам России, но в отдельно взятом городе и регионе — свой ценовой расклад.
Так, за одну неделю марта в Калужской области овощи подорожали в среднем на 4%. В среднем по области цена за десяток яиц составляет около 42 руб., а в некоторых районах приближается уже к 50-рублевому рубежу. Почти как в Москве.
Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России в конце февраля 2014 г. составила 2998,3 руб. и с начала года выросла почти на 5%. Сомневаюсь, что это можно отнести к Москве. Разве что на неделю впроголодь хватит.
Московских ценников негасимый свет
«МК» провел свой мониторинг цен в разноформатной продуктовой рознице и пришел к выводу, что гарантом ценовой стабильности по-прежнему является формат гипермаркета. Цены на нашу и импортную водку (по сравнению с февралем) не дрогнули ни на копейку. Так, приличный российский бренд в марте стоил около 224 руб. (по желтому ценнику). Ну а самая допустимо дешевая водка (за 199 руб. 90 коп.) продавалась в соседнем супермаркете, и тоже по акции. В специализированных алкогольных супермаркетах месяц прошел относительно спокойно, незначительное повышение цен наблюдалось на единичную продукцию.
Цены на «молочку» в гипермаркетах пока остаются на прежнем уровне. А по некоторым брендам замечено незначительное снижение (на 5 руб.) за 1 литр молока 3,2%. Финские гречневые хлопья тоже подешевели. Цены на яйца также отличались стабильным поведением. Самый дешевый вариант в гипермаркете по-прежнему стоит около 47 рублей за десяток. А в марте по акции (там же) можно было их приобрести за рекордные 43 рубля. В супермаркетах цены по акции за десяток — 50–51 руб.
Практически не изменились цены на несъедобную «сопутку»: стиральные порошки, средства для мытья посуды, влажные салфетки, бумажные носовые платки, туалетную бумагу. Покупать эту категорию товаров в гипермаркетах выгодно. Так, популярное средство для мытья посуды там стоит около 41 руб., а в ближнем супермаркете на 20 руб. дороже.