"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

понедельник, марта 24, 2014

Дорожает все

Цены ползут вверх
Но торговые сети идут на все, лишь бы удержать покупателя


В начале марта «МК» уже писал о поступательном росте цен практически во всех сферах российского ритейла. В связи с неустойчивым поведением рубля, событиями в Крыму и ожиданием экономических санкций о какой-либо стабилизации говорить не приходится. Как отмечает Росстат, уровень инфляции в конце первой декады марта уже составил 6,4%. Россияне продолжают затягивать потуже пояса и экономить.

Прежде всего — на подарках. Так, исследования Shopping index (от Watcom) свидетельствуют о том, что за неделю перед 8 Марта почти на 11% (по сравнению с 2013 г.) снизился трафик в торговых центрах. Снижение происходило и перед 23 февраля.

Однако на праздничном меню и напитках россияне не экономили. На фоне дальнейшего снижения покупательной активности в некоторых продуктовых сетях торговый оборот за неделю до 8 Марта даже вырос на 10% (по сравнению с 2013 г.).

Чему также способствовали многочисленные скидки среди ритейлеров разных форматов. В российской торговле складывается неоднозначная ситуация. Крупные игроки (гипермаркеты) пока удерживают стабильные цены. А вот более мелкие вынуждены идти на повышение. Уже в понедельник, 24 марта, в сетях небольших магазинов и кулинарий ждут новых ценников на мясосодержащие продукты (колбаса, сосиски, сардельки, паштеты и др.).

Ценовой разлив по всей России

По данным Росстата, только за период с 12 по 17 марта цены на сахар-песок выросли на 2,3%, водку — на 1,3% (за февраль — на 4,2%), молоко стерилизованное — на 1,1%, масло сливочное, рис, пшено, яйца, сметану, творог и молоко пастеризованное — на 0,5–0,7% (в феврале — творог подорожал на 2,3%, молоко — на 2,1%). Вместе с тем подсолнечное масло подешевело на 0,2%, а макаронные изделия — на 0,1%. Плодоовощная продукция подорожала в среднем на 0,6%, в том числе и картофель — на 2,0% (в феврале — на 16%), лук, морковь и капуста на 1,3–1,4%. Понизились цены на свежие огурцы — на 1,8% (в то время как в феврале они подорожали в среднем на 7%). Усредненные данные приведены по 272 городам России, но в отдельно взятом городе и регионе — свой ценовой расклад.

Так, за одну неделю марта в Калужской области овощи подорожали в среднем на 4%. В среднем по области цена за десяток яиц составляет около 42 руб., а в некоторых районах приближается уже к 50-рублевому рубежу. Почти как в Москве.

Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России в конце февраля 2014 г. составила 2998,3 руб. и с начала года выросла почти на 5%. Сомневаюсь, что это можно отнести к Москве. Разве что на неделю впроголодь хватит.

Московских ценников негасимый свет

«МК» провел свой мониторинг цен в разноформатной продуктовой рознице и пришел к выводу, что гарантом ценовой стабильности по-прежнему является формат гипермаркета. Цены на нашу и импортную водку (по сравнению с февралем) не дрогнули ни на копейку. Так, приличный российский бренд в марте стоил около 224 руб. (по желтому ценнику). Ну а самая допустимо дешевая водка (за 199 руб. 90 коп.) продавалась в соседнем супермаркете, и тоже по акции. В специализированных алкогольных супермаркетах месяц прошел относительно спокойно, незначительное повышение цен наблюдалось на единичную продукцию.

Цены на «молочку» в гипермаркетах пока остаются на прежнем уровне. А по некоторым брендам замечено незначительное снижение (на 5 руб.) за 1 литр молока 3,2%. Финские гречневые хлопья тоже подешевели. Цены на яйца также отличались стабильным поведением. Самый дешевый вариант в гипермаркете по-прежнему стоит около 47 рублей за десяток. А в марте по акции (там же) можно было их приобрести за рекордные 43 рубля. В супермаркетах цены по акции за десяток — 50–51 руб.

Практически не изменились цены на несъедобную «сопутку»: стиральные порошки, средства для мытья посуды, влажные салфетки, бумажные носовые платки, туалетную бумагу. Покупать эту категорию товаров в гипермаркетах выгодно. Так, популярное средство для мытья посуды там стоит около 41 руб., а в ближнем супермаркете на 20 руб. дороже.