"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

четверг, апреля 03, 2014

Русские обезглавлены


Отличительной особенностью текущих политических событий на Украине является пассивность Партии регионов в восточных областях Украины.
Это наглядно проявилось в период обострения политической ситуации, когда власть в Киеве захватили оппозиционные партии. Регионалы ограничились рядом заявлений, которые не изменили ситуации. В итоге Партия регионов, долгие годы имеющая поддержку электората востока, утратила доминирующее влияние. Более того, сегодня можно говорить о ее распаде на отдельные региональные организации, которые зачастую действуют вопреки настроениям населения восточных областей.

Ориентация региональных организаций на интересы собственных областей и регионального бизнеса связана с ожиданиями проведения в текущем году местных, а возможно, и досрочных парламентских выборов. Кроме того, острое соперничество развернулось между отдельными группами регионалов, каждая из которых опирается на финансовые ресурсы и политическую поддержку отдельных региональных финансово-промышленных групп, а также «своих» депутатов в Верховной Раде и областных советах востока.

Подтверждением сложной внутриполитической ситуации служит самовыдвижение в качестве кандидата на пост главы государства регионала Сергея Тигипко. Не дожидаясь проведения съезда, который уже не раз переносился, он, вопреки сложившейся практике, принял самостоятельное решение. Кроме того, партия не имеет четкой позиции по многим важным вопросам. Регионалы говорят о защите русского языка на юго-востоке и одновременно стоят на позициях унитарного государства. Партия регионов не раз заявляла о государственном перевороте и незаконности действий новых украинских властей и, несмотря на это, намерена принять участие в предстоящих президентских выборах. Регионалы критикуют Киев и одновременно голосуют в Верховной Раде вместе со «Свободой», «Батькивщиной» и УДАРом. Подобная непоследовательность и противоречивость негативно отражается на позициях Партии регионов, ведет к ослаблению поддержки электоратом восточных регионов.

Аналогичная ситуация и с Компартией Украины, которая заняла выжидательную позицию. Коммунисты оказались не готовы возглавить выступления протестного электората, что, впрочем, и неудивительно. Риторика Компартии служила исключительно для получения и удержания власти. Кроме того, тесные контакты с крупным бизнесом, который активно финансировал коммунистов, интегрировали данную политическую силу в сложившуюся систему власти.

Политические события в Киеве привели к изменению электоральных настроений на востоке страны. В восточных областях Украины сложилась ситуация, при которой Партия регионов и Компартия потеряли часть электората. В сложившихся условиях кандидаты данных политических партий, ранее опирающиеся на электорат востока страны, практически не имеют возможности победить на предстоящих выборах президента.

В то же время в юго-восточных регионах нет новых политических проектов, которые могли бы консолидировать электорат. Это связано с отсутствием финансовой поддержки у неорганизованных групп протестного электората, контролем над средствами массовой информации со стороны крупного бизнеса и отсутствием новых региональных лидеров.

Сохраняющееся противостояние между Киевом и востоком Украины, преследование политических оппонентов новой власти на западе страны и в ее центральной части ставит под вопрос проведение полноценной избирательной кампании. Вполне вероятно, что основная агитация регионалов пройдет в восточных областях, тем самым закрепив за кандидатами от Партии регионов статус региональных, но никак не украинских политиков.

Кандидаты «новой» власти

Ослабление позиций Партии регионов и Компартии отвечает интересам представителей нынешней власти, которые делают все, чтобы поставить под контроль восток Украины. Для противодействия протестным настроениям Киев пошел на назначение представителей крупного бизнеса на должности губернаторов восточных регионов, аресты лидеров общественных организаций, выступающих против политики новых властей.

Несмотря на обилие кандидатов от власти, реальных претендентов, располагающих электоральным и финансовым ресурсом, немного. Очевидно, что лидеры радикальных националистов не получат широкой поддержки на востоке Украины, который выступает против подобных политиков. Впрочем, на запад Украины националистам тоже не стоит рассчитывать, поскольку в западных регионах число их сторонников находится в пределах 10–12%. Соответственно остро стоит вопрос о том, кто из бывшей оппозиции имеет реальные шансы победить на выборах.

Практически все лидеры бывшей оппозиции намерены принять участие в выборах президента. Кроме того, о своих президентских амбициях заявил лидер недавно созданной партии «Правый сектор» Дмитрий Ярош. Всех кандидатов от новой власти отличает приверженность националистической идеологии и агрессивная антироссийская риторика. Данный факт снижает их шансы на получение голосов востока Украины, предопределяя для них ориентацию на электорат западных областей. В результате на сегодняшний день складывается ситуация, при которой новый глава украинского государства будет отражать интересы лишь части населения Украины. Соответственно президентские выборы будут закреплять за партиями определенной политической ориентации контроль над восточными или западными областями. Подобная ситуация усилит политический разрыв Украины, сохранив межрегиональные противоречия.