"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

суббота, июня 21, 2014

Кремль, вероятно, продолжит копировать югославский сценарий, но будет использовать более тонкую тактику, чтобы не спровоцировать вступление в конфликт НАТО


Вера Миронова, Мария Снеговая | The New Republic
Путин ведет себя на Украине так же, как Милошевич в Сербии

История повторяется

Один из лидеров Донецкой народной республики, Игорь Стрелков заявил недавно, что, если Владимир Путин "сольет Новороссию", его может ждать судьба Слободана Милошевича. "Как будто сходство между Югославией и Украиной и так не было достаточно сильным", - пишут Вера Миронова и Мария Снеговая в статье, которую публикует New Republic.

По мнению журналисток, тактика Путина на Украине поразительно напоминает действия Милошевича в так называемой "Великой Сербии" при распаде Югославии: "Для начала и Сербия, и Россия при помощи пропаганды в СМИ разожгли в сербах и русских неистовые националистические чувства, направленные против хорватов и украинцев. Затем они воодушевили этнические меньшинства в Хорватии и на Украине на восстание и применили армию, объявив о "необходимости защитить меньшинства". Наконец, они создали в Хорватии и на Украине самопровозглашенные полунезависимые республики. Однако похожесть действий Путина и Милошевича не ограничивается сходством тактики - она касается основополагающих мифов и исторических столкновений сербов с хорватами и русских с украинцами".


Все началось в XX веке при появлении СССР и королевства Югославия. В обоих случаях православные Россия и Сербия навязали свое правление католическим и прозападным Хорватии и Украине. "По понятным причинам, и Хорватия, и Украина сопротивлялись тому, что казалось им завоеванием, и в 1940-х годах это сопротивление вылилось в существенную поддержку фашистов в обеих странах", - сообщается в статье. Россия и Сербия увидели в этом предательство и никогда о нем не забывали: "Отголоски этой истории по-прежнему слышны в нарративах, которые выстраивали Путин и Милошевич вокруг Великой Сербии и Новороссии в последних конфликтах".

В какой-то момент и Милошевич, и Путин поняли, что не смогут удержать под контролем всю Хорватию и всю Украину - и тот и другой решили сохранить за собой только области с существенной долей этнических сербов и русских: "Другими словами, этнический конфликт был создан там, где его не было".

"Российская и сербская пропаганда отсылала к мифам про хорватских и украинских фашистов. Точно так же, как кремлевская пропаганда сравнивала украинских националистов с фашистами, в изображении Милошевича хорваты были новые усташи (фашистская организация времен Второй мировой), которые угрожают существованию мирных этнических сербов", - говорится в статье.

Аналогичным образом в обоих случаях метрополии широко использовали для подпитки конфликта православную церковь, играя на историческом соперничестве православной и католической традиции на этих территориях.

Сходство тактики и идеологии Путина и Милошевича - простое совпадение? Или всеми диктаторами движет одна и та же логика? - пытаются понять авторы статьи. Им кажется естественным, что Путин обращается к примеру Югославии: "В конце концов, за последние четверть века Милошевич был едва ли ни единственным диктатором во главе рушащейся империи, который попытался восстановить контроль над своими бывшими территориями".

Не следует забывать и о том, что ряд ключевых фигур в операции России на Украине имеют опыт войны на Балканах. Тот же Игорь Стрелков участвовал в боснийской войне на стороне Сербии и в 1998 году выпустил "Боснийский дневник", напоминают журналистки.

"С точки зрения Кремля, тактика Милошевича против Хорватии была верной и только вмешательство НАТО помешало ему достичь успеха. Мораль истории: Кремль, вероятно, продолжит копировать югославский сценарий, но будет использовать более тонкую тактику, чтобы не спровоцировать вступление в конфликт НАТО. Дальнейшие события покажут, насколько полным будет это сходство", - подытоживают Миронова и Снеговая.

Источник: The New Republic