Росбалт, 19/06/2014 21:00
Лукашенко и Украина
Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь
Белорусский президент Александр Лукашенко в украинской кампании, конечно, не повел себя как безусловный союзник России. Но сейчас, когда Путин оставил Донбасс "наедине" с украинскими войсками, поведение Батьки выглядит в высшей степени предусмотрительным.
Он не поддержал российское неприятие лидеров Майдана и сразу после бегства Януковича встретился с тогдашним и.о. президента Украины Александром Турчиновым, официально заверив его, что через Белоруссию российские войска на Украину не попадут.
Он назвал возвращение Крыма в состав России "плохим прецедентом", не признал российский статус полуострова, ограничившись констатацией, что Крым российский "де-факто" — и то лишь тогда, когда сомнений в этом не было уже ни у кого.
Он ни разу не осудил действия Киева на Донбассе. Мало того, он даже выразил согласие с тем, что "боевиков" надо убивать — но умно, чтобы "своих" случайно не задеть.
И много чего еще наговорил в своих интервью, из которых, по "сумме многоборья", следует, что ссориться Лукашенко не хочет ни с Путиным, ни с Украиной, ни с Западом, а хочет извлечь из этой ситуации максимум выгод.
Поведение Батьки сильно разочаровало русских и советских патриотов, с середины 90-х видевших в белорусском президенте прообраз нового Сталина. Лукашенко показал свое истинное лицо, решили они. В момент, когда Путин "поворачивает вспять колесо постсоветской истории", ближайший союзник его предает его. Он ничуть не лучше остальных постсоветских царьков и отличается от них лишь риторикой – таков был их вывод.
Но вот прошло совсем немного времени, и оказалось, что постсоветскую историю Путин никуда не повернул. Судя по Донбассу, перед нами все та же РФ: глубоко равнодушная к русскому нацвопросу, воинственная главным образом риторически и ради денег готовая отказаться от любых своих слов.
Но одно дело говорить об этом сейчас, и совсем другое – предвидеть тогда, когда сомнений в дальнейшем наступлении России не было почти ни у кого. Не было до такой степени, что противники майдана в Одессе и Донбассе поставили на эту карту свои жизни. Что же такого знал Лукашенко, что позволило ему не купиться на впечатляющие авансы Юго-Востоку и избежать таким образом блокады Белоруссии со стороны Украины и Запада?
Лукашенко не поддержал украинскую кампанию Кремля не в силу некого "тайного знания", а просто потому что это противоречило его объективным интересам, считает Юрий Царик из Белорусской группы развития. Крымский прецедент стал для Лукашенко сигналом, что Белоруссия может оказаться следующей, напоминает он. "Плюс Беларусь потеряла украинский рынок, где выгодно, в плюс торговала. То есть, вся эта история для нее — сплошной негатив. Не говоря уже о том, что РФ союзников даже в известность не поставила перед началом действий", — отмечает Царик.
"Кроме того, не надо быть гением, чтобы понимать: страны Запада будут жестко противодействовать возможным действиям России на территории Украины, — продолжает он. — Как показывает опыт последних нескольких месяцев, игнорировать это противодействие Россия не в состоянии. Даже в чисто военном отношении успешные молниеносные действия в материковой Украине были доступны для России одновременно или сразу после событий в Крыму. Сегодня же они могут привести к "вьетнамскому сценарию", что России уже обещал Збигниев Бжезинский".
Логика поведения Лукашенко объясняется просто желанием избежать вовлечения Беларуси в украинскую войну, считает белорусский политолог Юрий Шевцов. "У Беларуси 1084 км границы с Украиной, из них половина с Западной Украиной, вовлечься в конфликт элементарно", — отмечает эксперт.
При этом Шевцов обращает внимание, что все соглашения с Россией в военной сфере Лукашенко выполняет: так, данные Киеву гарантии невмешательства в конфликт не помешали ему запросить у РФ дополнительные самолеты в ответ на усиление войск НАТО в регионе. Кроме того, Лукашенко делает все, чтобы Белоруссия смогла занять место Украины для российского военно-промышленного комплекса, о чем свидетельствует повестка недавних переговоров Рогозина в Минске
По словам политолога, дальновидная осторожность Лукашенко находит поддержку белорусского общества. Хотя на фоне украинского конфликта в республике очень резко выросла доля сторонников еще большего сближения с Россией.
Виктор Ядуха
Подробнее: