"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

среда, августа 27, 2014

Для создания супербыстрого подводного корабля китайские ученые намерены





Китай намерен построить самую быструю подводную лодку в мире; она будет использовать принципы работы, заложенные в советскую торпеду «Шквал»

Подводное судно способно двигаться со сверхзвуковой скоростью, утверждают ученые из Харбинского политехнического университета. Сейчас они работают над проектом принципиально нового класса скоростных субмарин. Показатели скорости современных подлодок по объективным причинам гораздо ниже, чем у самолетов или наземной техники — сопротивление воды движению гораздо выше, чем в воздушной среде.

Для создания супербыстрого подводного корабля китайские ученые намерены обойти «проклятие» более плотной среды, по сути «выдернув» ее из воды. Что бы совместить несовместимое они обратились к технологии суперкавитации, впервые примененной советскими инженерами.

Кавитацией называется процесс образования в потоке жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн). Именно внутрь огромного воздушного пузыря ученые хотят поместить свою перспективную субмарину. Построенная в форме цилиндра, подлодка будет выталкивать углекислый газ через носовую часть с силой, достаточной  для создания «воздушной подушки» вокруг своего корпуса.

Если обеспечить судно мощным ракетным двигателем, в своем пузыре оно легко достигнет сверхзвуковой скорости, уверены китайские инженеры. Субмарина, использующая подобную технологию, потратит меньше двух часов на преодоление почти 10 тысяч километров от Шанхая до Сан-Франциско, похвастался местной газете South China Morning Post член научно-исследовательской команды профессор Ли Фэн Чэнь.

Для создания и поддержания пузыря подлодка для начала должна разогнаться выше предела скорости любой современной модели, примерно до 100 км/ч. Кроме того, без контакта с водой управление субмариной будет крайне осложнено. Ученые хотят решить обе проблемы разом, создав специальную жидкость. Как только судно начнет движение, его корпус будет постоянно «орошаться» этим инновационным раствором, который резко понизит трение с водой. Когда подлодка достигнет скорости, достаточной для образования пузыря, жидкая мембрана будет играть другую роль. При точном контроле с ее помощью можно будет менять уровень трения на разных частях корабля, заставляя его маневрировать.

Китайцы не раскрывают всех деталей своего проекта, намекая на гостайну и заинтересованность военного ведомства. Но технология суперкавитации уже успешно использовалась при создании вооружений. Спроектированная советскими инженерами скоростная ракета-торпеда «Шквал» была принята на вооружение в 1977 году и до сих пор считается одним из самых быстрых подводных снарядов в мире. В зависимости от плотности водной среды, она разгоняется до 500 км/ч при радиусе действия 11-15 километров.

У «Шквала» были и свои слабости, не позволившие использовать технологию для создания скоростной подлодки, напоминает автор «Независимого военного обозрения», военно-морской эксперт Владимир Щербаков.

«Ноу-хау советской торпеды была насадка особой формы, создававшая эти пузырьки, и засекреченная топливная смесь. На огромных скоростях она грубо говоря «слепла и глохла», не позволяя использовать методы самонаведения обычных торпед. Поэтому точность попадания обеспечивала скорость — корабль-цель просто не успевал дернуться за небольшой промежуток времени», — рассказал «Русской планете» Щербаков. По его мнению, китайский проект — это что-то из области научной фантастики, и в ближайшие 10-15 лет вряд ли реализуем.

«Многие идеи были заявлены еще в "Тайне двух океанов". Вопрос в их технической реализации. Я читал воспоминания подводника, принимавшего участия в испытании советской скоростной подлодки. На предельных скоростях у гидроакустика возникало ощущение, будто он бежит с ведром на голове по темному лесу, ему были слышны одни шумы и помехи. А тут еще будет устройство кавитации в носовой части, как раз там, где у современных подлодок антенны гидроакустики — как они будут взаимодействовать? А применение оружия — на таких скоростях современную торпеду просто разломает», — рассуждает Щербаков.

Как резюмирует эксперт, кроме технологической сложности проекта, есть и другая проблема — отсутствие широкого спектра задач для такой подлодки. Он напоминает, что развитие ракетного оружия позволяет решать задачи на поверхности океана и суши без использования скоростных субмарин, опираясь исключительно на хорошую систему спутниковой и авиационной разведки в сочетании с ракетами.

Подробнее