"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
пятница, августа 08, 2014
Торговые войны - далеко не новая тактика Москвы, однако в этот раз Путин рискует собственной популярностью
8 августа 2014 г.
Обзор прессы | InoPressa: тема дня
Российское продовольственное эмбарго: пояса придется затянуть всем
7 августа российское правительство запретило на год поставки продовольствия из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. СМИ подсчитывают потенциальные убытки для западных поставщиков, опасаются непредсказуемости Кремля и прогнозируют сложности для самих россиян: вследствие роста инфляции основная тяжесть эмбарго ляжет на малообеспеченных граждан. Впрочем, и богатым москвичам, возможно, придется перейти на блины, иронизируют обозреватели. Некоторые аналитики видят в путинском решении дальновидные расчеты в условиях обострения геополитической конкуренции: это "возврат к автаркическим моделям времен холодной войны".
Торговые войны - далеко не новая тактика Москвы, однако в этот раз Путин рискует собственной популярностью: основная тяжесть эмбарго ляжет на малообеспеченных россиян. И все же эмбарго - это еще "цветочки" по сравнению с тем, что Россия могла бы сделать, пишет англоязычная пресса (полный обзор англоязычных СМИ здесь).
"Грустная правда санкций, введенных Россией против Запада, заключается в том, что по россиянам они ударят куда больнее, чем по жителям Запада", - полагает редакция The New York Times.
"Несомненно, многие производители из этих стран почувствуют потерю 30 млрд долларов от экспорта в Россию, однако общий эффект на их обширные и диверсифицированные экономики будет незначительным. Россия же, наоборот, примерно на 40% удовлетворяет свои потребности в продовольствии за счет импорта, и министр сельского хозяйства страны признал, что санкции могут привести к резкому росту инфляции", - пишет NYT.
"Новая экономическая элита, которая уже быстрыми темпами переводит деньги за рубеж, не будет рада исчезновению хороших европейских продуктов, заполнявших российские супермаркеты. Многие представители среднего класса уже интересуются, за что же они платят столь высокую цену. Этот вопрос неминуемо получит большее распространение, когда боль ощутят россияне, стоящие на более низких ступенях экономической лестницы", - полагает издание.
"В действительности россияне получат очередной крупный счет за самонадеянные попытки своего президента растоптать Украину и еще сильнее отдалятся от мировой экономики, в которой нуждаются для развития своей огромной страны", - заключает издание.
Как полагает информационное агентство Bloomberg, "богатым москвичам придется отказаться от любимых блюд, таких как австралийский стейк или суши с норвежским лососем, и заплатить больше за их заменители из-за введенного президентом Путиным эмбарго".
"Это чрезвычайно сложная ситуация для ресторанного бизнеса, потому что 50% ингредиентов - импортные, - говорит представитель ресторанного холдинга ОАО "Росинтер" Елена Мазур. - Из-за запрета вырастут цены, пока не будут найдены альтернативные поставщики".
Если принять во внимание историю советской России, то во времена дефицита товаров процветал черный рынок, элита всегда их доставала и питалась прилично, напоминают авторы статьи Илья Хренников и Джейсон Коркоран. Между тем многие простые россияне, покупающие продукты российского производства и выращивающие овощи и фрукты на дачах, не волнуются из-за эмбарго.
"Инвесторам не нравится этот шаг", - продолжают авторы. Индекс Micex упал до трехмесячного минимума, а рубль ослабел на 0,4% - это самый низкий показатель с марта. Однако, как отмечают журналисты, даже риск роста цен на продукты, скорее всего, не пошатнет поддержку Путина, которая достигла в этом месяце 87%, по данным "Левада-центра".
Как напоминает Financial Times, "использование сельхозпродукции в качестве оружия едва ли можно назвать новой тактикой Москвы". Однако нынешнее эмбарго затронет не только западных поставщиков, но и российских потребителей: "Даже при имеющихся возможностях импортозамещения эмбарго может в краткосрочной перспективе вызвать рост цен и появление дефицита. Сильнее всего это скажется на малообеспеченных гражданах России".
"Путин рискует своей популярностью внутри страны, - отмечается в публикации. - Возможности российских СМИ выставить падение уровня жизни результатом западной агрессии при том, что запрет ввела сама Москва, могут оказаться ограниченными".
Издание видит в решении российского президента дальновидные расчеты: "Путин, похоже, показывает, что зависимость России от Запада в плане продовольствия - это уязвимость, с которой нельзя мириться в момент обострившейся геополитической конкуренции. Это выглядит как возвращение к автаркическим моделям, используемым СССР во времена холодной войны".
"Россия угрожает выйти за рамки продовольственных санкций" - сообщает в заголовке другой статьи Financial Times.
"Премьер-министр Дмитрий Медведев подтвердил, что кабинет министров обсуждает предложение запретить пролет самолетов европейских и американских авиалиний через российское воздушное пространство в Азию. Он добавил, что Москва также "потенциально готова" ввести защитные меры в ряде отраслей промышленности, в том числе в автомобилестроительной промышленности, судостроении и производстве воздушных судов", - сообщает корреспондент Катрин Хилле.
Дэвид Коэн, высокопоставленный чиновник в Минфине США, заявил, что в этом запрете есть "жестокая ирония", поскольку "Россия вводит санкции против собственного народа", говорится в публикации.
Глубинная логика российского эмбарго состоит из двух компонентов, полагает редактор отдела дипломатии The Times Роджер Бойз: "Первый, продвигаемый националистическим окружением Путина, заключается в том, что западные санкции должны стать толчком к экономической самодостаточности во всех отраслях".
Второй компонент вызывает более сильную тревогу: "Эмбарго на продовольствие - просто "цветочки" по сравнению с тем, что Россия могла бы сделать: перевести свои валютные резервы в Азию или Швейцарию или прекратить подачу газа на Украину (а вместе с ней и в Европу)".
"Путин планирует продолжать эскалацию на Украине и ожидает новых западных санкций. Продовольственный запрет показывает, что он держит порох сухим, приберегая крупные ответные меры на потом", - делает вывод Бойз.
По мнению обозревателя Independent Джеймса Найкси, "продовольственные санкции демонстрируют: если обидеть Россию, она становится еще непредсказуемее".
Как полагает автор, российские контрсанкции - "не ответ на некое нарушение норм цивилизованной жизни, а санкции из-за санкций, в них нет никакого рационального или морального ядра". Он напоминает о запрете усыновлений: "США запретили российским преступникам ездить в Америку, и потому Россия отняла у своих детей шанс улучшить их жизнь".
Что до продовольственного эмбарго, то автор считает: "Если ваша экономика, обремененная советским наследством, работает плохо, а рабочей силы становится меньше, протекционистские меры - возможно, не самая удачная идея".
По мнению автора, Россия не выдержит "финансовых потерь, которые сама себе причиняет". Следовательно, Кремль ведет себя нерационально. Значит, Западу будет еще труднее предсказать дальнейшие шаги Кремля.
О потенциальных последствиях российских санкций для европейских поставщиков пишет Forbes. Результатом российского эмбарго будет "либо ценовой демпинг на основных рынках Западной Европы, либо просьбы о правительственных субсидиях пострадавшим секторам. Либо то и другое сразу", пишет обозреватель Марсель Майклсон. А ведь ситуация и до этого была напряженная: фермеры требовали, чтобы крупные розничные сети повысили для них маржу.
Снижение цен может спровоцировать дефляцию, создать проблемы ЕЦБ, вызвать новые споры между приверженцами жесткой экономии и мер стимулирования экономики.
Вдобавок, торговые санкции - еще один шаг к серьезной эскалации конфликта, которая потенциально может "положить конец беспрецедентному периоду мирной жизни в Западной Европе", говорится в статье.
Автор не верит, что текущие торговые санкции продержатся очень долго, так как "в прошлом эта мера никогда не срабатывала".
Испанские газеты выясняют, как скажется на испанской экономике запрет на ввоз продуктов из западных стран в Россию (полный обзор испаноязычных изданий здесь).
"Испания окажется на 5-м месте среди стран ЕС по ущербу от санкций" - сообщает в заголовке El Pais.
"Особенно негативные последствия ожидают испанских производителей овощей и фруктов, которые в 2013 году экспортировали в Россию продукцию на 311 млн евро. На овощи и фрукты пришлось 68% испанского продовольственного экспорта в Россию", - говорится в статье. Также пострадают мясная промышленность (поставки в Россию на 111 млн) и рыболовецкая отрасль (поставки на 13 млн).
"В последние дни Брюссель пытался преуменьшить важность потенциальных ответных мер России на санкции ЕС и США (кстати, Испания, Германия, Голландия и Италия пытались их смягчить)", - пишет газета. И все же официальные данные наводят на мысль, что рикошет широко затронет европейских аграрных производителей.
"Испанию ждут последствия на 600 миллионов" евро, утверждает в заголовке El Mundo.
"Но общая цифра может возрасти, если в черный список включат дополнительные продукты - например, испанские вина", - говорится в статье.
Испанские земледельцы потребовали, чтобы Еврокомиссия возместила им из средств ЕС убытки от эмбарго России. "Этим шагом Россия намеревается атаковать один из важнейших секторов европейской и испанской экономики", - говорится в статье.
В другой статье El Mundo рассказывает о реакции испанских фермеров на нынешние торговые ограничения.
"Эти геополитические шаги сотрясают [европейский] аграрный сектор, а мер управления рынками у него нет. Единая аграрная политика постепенно ослабляла меры регулирования, и теперь, когда возникает политическая проблема с какой-нибудь страной, не входящей в ЕС, последствия моментально становятся заметны", - заявил Мигель Бланко, генсек ассоциации COAG, которая представляет интересы испанских земледельцев и животноводов.