"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
вторник, сентября 23, 2014
Тут противоречие на чисто биологическом уровне
Марш орков
Не хожу я последние годы на митинги. А вчера решил сходить. Хотя причин новых сделать это не появилось. Единственное, что меня хоть как-то извиняет в собственных глазах, сказал самому себе, что иду не как участник, а как наблюдатель. Просто из любопытства, посмотреть, сколько наших еще осталось в городе. И теперь готов, если кому хоть сколько-нибудь интересно, поделиться некоторыми впечатлениями.
Во-первых, хочу уточнить несколько моментов для не москвичей, а, особенно, иностранцев. У которых из СМИ и Интернета могло сложиться впечатление, будто последние дни город только и жил ожиданием этого самого "Марша мира" и его обсуждением. Город по сути ничего не знал и элементарно был не в курсе. У нас в Крылатском, если еще только ожидается открытие какого магазина, ресторана, как тут же твой рассеянный взгляд натыкается на подробнейшую рекламу.
Но тут ничего не было. Даже какой-нибудь убогой надписи на заборе или клочка бумаги на фонарном столбе. А сайт "Эха Москвы", вопреки искренней убежденности Венедиктова, у нас на районе не является самым популярным и массовым чтивом. В Сети же тоже надо было объявления об этом "Марше" искать, контекстной рекламой они в глаза не прыгали. Но чтобы искать, сначала требовалось знать, что искать… Короче, информация была исключительно по сарафанному радио. При этом, думаю, что до кого она должна была дойти, до того и дошла. И не факт, что при самой большой публичной агитации явка была бы больше. Но факт остается фактом. Очень многие москвичи просто и представления не имели о каком-то там марше, а когда видели его уже вживую, то у подавляющего большинства реакция была единодушная: "А чего это, а по какому поводу народ гуляет?".
Во-вторых, за прошедшие месяцы "Крымский Маркер", на который поначалу многие пренебрежительно махали рукой и называли его "неревалентным", превратился окончательно в "Донецкий маркер". Овраг, как и предупреждал классик, стал пропастью и заполнился кровью. Потому любые ложные объединения рухнули. Исчезли разного рода леваки, удальцовцы, лимоновцы, коммунисты и прочие подобные, которые на такого рода мероприятиях обычно составляли до трети, если не больше. Так что выборка в данном случае получилась более чистая и репрезентативная, но и малочисленная.
В-третьих, ожидались провокации. Да, тут должен оговориться. Я имею некоторый опыт наблюдения за организованным "народным волеизъявлением", типа того, что в свое время проводился на Поклонной. Так вот, на мой взгляд, вчера ничего подобного не было. "Крымнашевцы" были вполне себе самодеятельные и искренние, никто их автобусами не свозил. Потому и собралось человек сто, может, немногим больше, если считать на всем пути следования "Марша", но точно даже полтысячи не было. Да и милиция, явно получившая указание провести все без эксцессов, быстро и четко, действовала довольно строго и грамотно. Так что большого скандала не получилось. Но все-таки некоторые пакости патриотам удались. И одна из наиболее действенных заключалась в том, что на Пушкинской площади у них в какой-то момент получилось заблокировать подход к четверти рамок металлоискателей, которых и так оказалось явно недостаточное количество. Потому людям приходилось довольно долго, некоторым до часа, стоять в ожидании прохода и колонна сильно растянулась, была не очень плотной, особенно в конце.
Отрезок проспекта Сахарова, который обычно предназначался для митинга, вчера, кстати, очень правильно не предусмотренного, при всех перечисленных нюансах все равно примерно к половине седьмого оказался заполненным практически полностью. И народ, дойдя до Садового, сразу начал потихоньку расходиться. Я постоял там еще минут пятнадцать и понял, что вот-вот эти расходящиеся заблокируют ближайший вход в метро, придется топать до других станций. Спустился в переход, но, напоследок еще раз выглянул со стороны Почтамта. От Сретенки по бульвару народ еще продолжал идти на Сахарова потоком раза в два более плотным, чем расходящийся.
Так что, более пятидесяти тысяч было, для меня несомненно. Но это, на самом деле, не имеет никакого значения. Хотя, признаться, и не ожидал. Однако удивление при этом тоже не могу назвать приятным. Ну, было, и было. Толку ноль. Проехали.
А по сути и смыслу могу сказать единственное. Это конфликт не социальный, не психологический, не интеллектуальный, не религиозный и уж, тем более, не национальный. Никакой иной из умного списка слов, который каждый может продолжить самостоятельно. Тут противоречие на чисто биологическом уровне.
Понимаете, собаки бывают разные. И гигантский волкодав мало имеет общего с болонкой. И, тем не менее, подозреваю, что все они ощущают свою принадлежность именно к собакам. И никогда не перепутают себя с кошками.
Только прошу специалистов по животным не цепляться тут к подробностям, уверен, все понимают, о чем я говорю. Так вот, те люди, которые вчера шли на марше, это существа одного биологического вида. И я и понимаю, и ощущаю, что тоже принадлежу к нему. А "Донецк – русский город", это другая биология. Притом, что Донецк может быть в реальности хоть русским, хоть еврейским, хоть в результате всего этого китайским городом. Сей факт сам по себе не имеет никакого значения.
Но, конечно же, лучше всего, красочней, нагляднее и по большому счету правильнее происходящее определил Николай Валуев. Он назвал нас орками. И тут не стоит обижаться или пытаться сосредотачиваться на не очень близкой мне толкиеновской классификации. Орки так орки. Если Валуев – человек или эльф, не знаю, кто там в его представлении носитель светлых сил и доброго разума, то, несомненно, я – орк. Ну, уж, во всяком случае, я – не Валуев.
Вот только не совсем понятно, что в ситуации столь четкой определенности делать нам в пределах одной страны.
Александр Васильев
Подробнее: