Станет ли Туркменистан заслоном на пути "джихадистов"? - Ст.Иванов
21:24 16.01.2015
С выводом войск НАТО из Афганистана ожидается активизация деятельности в этой стране и регионе в целом радикальных исламистов. Вашингтону и его западным союзникам не удалось нанести сколько-нибудь серьезного поражения афганским талибам, более того, последние смогли не только сохранить свой контроль за рядом афганских провинций, но и наладили весьма тесные связи и взаимодействие с пакистанскими талибами и лидерами созданного на территориях Сирии и Ирака Исламского халифата. Сегодня, так называемые, "джихадисты" стремятся максимально расширить зоны своего влияния, в том числе и за счет проникновения в страны Центральной Азии и на Кавказ. Среди экспертов и политологов все активнее обсуждается тема возможного повторения событий "арабской весны" уже в странах Центральной Азии и Азербайджане.
В Ашхабаде все больше начинают понимать, что угроза безопасности страны может исходить и от негосударственных акторов, в первую очередь, со стороны зарубежных исламистских группировок. Установлено, что в рядах афганских и пакистанских талибов и боевиков в Сирии и Ираке воюют и туркмены, а на территории Северного Вазиристана (Пакистан) созданы "Исламское движение Восточного Туркестана" и "Исламское движение Узбекистана".
Стало известно, что "туркменские талибы" взяли под свой контроль почти все территории, по которым потенциально может пройти газопровод ТАПИ (участки на афганской и пакистанской территориях).
В 2014 году заметно участились нападения на туркменские погранпосты на афгано-туркменской границе. Погибли сотни мирных жителей, при этом часть из них была обезглавлена, разграблено их имущество, угнан скот, сожжены десятки домов. Туркменские пограничники не только несут значительные потери убитыми и ранеными, но и захватываются исламистами в плен.
Можно говорить о начале зачистки боевиками приграничных районов от местного населения и подготовке коридоров для дальнейших прорывов вглубь страны. Они установили контроль за автомобильной дорогой, идущей вдоль туркменской границы, и могут в любой момент повести наступление как в долину Мургаба (Багдис), так и в район Андхоя (Фарьяб). Афганские и туркменские власти уже давно не контролируют общую границу ни с точки зрения наркоторговли, контрабанды и проникновения туда исламистских группировок, ни передвижение местных скотоводов для выпаса скота по обе стороны границы.
Следует иметь в виду, что во времена разгрома басмаческого движения в СССР в 20-30-х годах прошлого столетия ряд крупных и влиятельных туркменских кланов ушли в приграничные районы Афганистана. Их претензии на возврат своих родовых земель звучат до сих пор и являются предметом постоянного шантажа правительства Туркменистана.
Эта тема приобрела особую значимость в связи с тем, что два крупных месторождения природного газа оказались рядом с землями, на которые претендуют афганские туркмены – Серахский и Мургабский оазисы. Вероятность весеннего 2015 года наступления афганских талибов и "джихадистов" всех мастей на Туркменистан возрастает.
К постоянно проживающим в этих местах хазарейцам, туркменам, курдам, узбекам и таджикам в последнее время примыкает все больше выходцев из других районов Афганистана и иностранцев-"джихадистов". Ожидается, что они могут вторгнуться в Туркменистан с велайята Багдис по долине реки Мургаб. Несмотря на то, что в этом месте имеется укрепленный в инженерном отношении район и базируется погранотряд, долина Мургаба привлекательна для боевиков как наиболее выгодный маршрут дальнейшего продвижения на север. Здесь имеется мирное население, которое можно взять в заложники, много скота, продуктовая база, хорошие дороги, большое количество транспорта и даже оружие.
От Тахта-Базара по асфальтированной дороге сравнительно быстро можно добраться до стратегически важного г. Иолотань, рядом с которым находится крупное по запасам природного газа и нефти месторождение Галкыныш – ресурсная база "Транскаспия" на Европу. Именно отсюда строится новый стратегический газопровод "Восток – Запад" к побережью Каспия.
Руководство Туркменистана с некоторым опозданием, но все же реагирует на возросшую угрозу с афганского направления. Предприняты спешные меры по усилению пограничных и других силовых структур на этом участке госграницы, сооружаются новые защитные инженерные сооружения.
Вдоль границы с Афганистаном вырыт ров шириной в четыре метра и пять метров в глубину, укрепленный заграждениями из металлической сетки.
В случае прямого вторжения "джихадистов" в Туркменистан Ашхабад рассчитывает на неотложную помощь со стороны авторитетных международных организаций, прежде всего, ООН, а также великих держав (Россия, Китай, США) и своих региональных партнеров (Турция, Иран, др.).
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
10.01.2015
Источник - Новое Восточное Обозрение
Постоянный адрес статьи -
Тревожная ситуация сложилась на туркменско-афганских рубежах. После прошлогодних нападений боевиков Ашхабад не только усилил охрану госграницы, но и активизировал поддержку племенных ополчений афганских туркмен, противостоящих экстремистам.
Однако противник демонстрирует и лучшую подготовку, и лучшую оснащенность. Это доказали события декабря, когда туркменский отряд самообороны "Эрбеки", а вместе с ним и подразделения афганских правительственных сил вынуждены были оставить уезд Хамьяб провинции Джаузджан (на снимке).
Таким образом, боевики вышли непосредственно к туркменской границе. Не исключено, что в ближайшее время исламисты предпримут попытки проникнуть на территорию республики и создать плацдарм теперь уже в Туркмении. При этом главной их целью могут стать крупные нефтегазовые месторождения, расположенные недалеко от туркменско-афганских рубежей.
Активизация боевиков совпала по времени с соглашением о строительстве очередной, четвертой ветки газопровода Туркмения - Китай, которая, в отличие от "предшественниц", пройдет значительно южнее, в том числе по территории Таджикистана. Это делает газопровод потенциально уязвимым для атак афганских экстремистов. Данное обстоятельство позволяет предположить возможность координации действий боевиков и сил, заинтересованных в давлении на КНР. Западная коалиция не очень активно препятствовала усилению радикальных организаций. Например, с ее молчаливого согласия в Афганистане постоянно росло производство наркотиков, средства от торговли которыми идут на финансирование исламистов.
Теперь, когда в стране остался 12-тысячный иностранный контингент, Запад продолжит использовать Афганистан в качестве плацдарма, в том числе для антикитайской политики. Это увеличивает опасность, грозящую центральноазиатским республикам, и требует от них серьезных и скорых решений по укреплению обороноспособности и снижению социальной напряженности, являющейся питательной средой для экстремистских течений.
Сергей КОЖЕМЯКИН
№3 (30209) 16-19 января 2015 г.
Источник - "Правда",
Постоянный адрес статьи -