"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

пятница, января 16, 2015

Не заметить сланцевую революцию могли только тупые



Особенно подвержены паническим настроениям те, кто верит в мировую конспирологию и убежден, что нынешнее падение мировых цен на НЕФТЬ связано не с превышением предложения над спросом, а с происками США и их союзников.
По другой версии, инициаторами падения цен стали саудовские принцы, стремящиеся разорить американский сланцевый нефтегазовый комплекс, растущий на глазах. За несколько лет Америка перекроила мировой нефтяной рынок, из страны энергозависимой превратилась в крупнейшего производителя нефти, а в будущем может стать и ведущим экспортером.

«Сланцевую революцию» в США, случившуюся пять лет назад, «Газпром», «Роснефть» и другие российские энергогиганты долго игнорировали, затем критиковали, а теперь предрекают ей скорый закат. Сообщения о запрете властями штата Нью-Йорк на подведомственной им территории фрекинга — технологии бурения скважин методом гидравлического разрыва пластов и особенно о первом банкротстве в «сланцевом бизнесе» компании WBH Energy были широко растиражированы российскими СМИ и вроде бы подтверждали опасения скептиков. Долг компании из Техаса превысил $50 млн, сообщил телеканал NHK, и руководство подало заявление о банкротстве и защите от кредиторов, согласно главе 11 Кодекса США о банкротстве.



Первое падение цен

Никакой тревоги по этому поводу в США пока не наблюдается. По данным ConocoPhillips, компания будет получать прибыль от сланцевых проектов, пока НЕФТЬ стоит более $40 за баррель. Компания EOG Resources, пионер сланцевого бума, недавно сообщила, что сейчас у нее уходит в среднем 4 дня на бурение скважины на техасском месторождении Eagle Ford против 14 дней в 2012 году — почти в 3,5 раза быстрее! EOG может бурить новые скважины при цене $40 за баррель и иметь норму ПРИБЫЛИ 10%. Учитывая рост производительности, неясно, при каком уровне цен сланцевая добыча в США начнет сокращаться, отмечают эксперты.

«Падение цен на нефть — это, безусловно, серьезный вызов для производителей сланцевой нефти в США, — заявил в интервью «Новой» сотрудник Института экономической свободы при вашингтонском фонде «Наследие» Николас Лорис. — Никто не ожидал, что падение цен произойдет столь стремительно. Мы не видим значительных новых инвестиций, приостановлено строительство новых буровых вышек, использующих фрекинг. Однако эта отрасль максимально гибко приспосабливается к меняющимся рыночным условиям. Для строительства и эксплуатации здесь не требуются годы. Повсеместное РАСПРОСТРАНЕНИЕ сланцевых технологий — не только в США, а по всему миру — создает для американских энергетических компаний отличные возможности».

Сланцевые технологии резко ускорили процесс добычи нефти. С того момента, как в Мексиканском заливе были обнаружены ее запасы, до начала работы добывающего комплекса Cantarell возле полуострова Юкатан прошло два десятилетия. Чтобы наладить поставку на мировые рынки нефти с Аляски, потребовалось девять лет и миллиарды долларов. На бурение новых скважин и фрекинг уходят недели, скважины стоимостью $10 млн считаются дорогими, в то время как для бурения на шельфе и строительства инфраструктуры требуются миллиарды долларов. В сланцевой энергетике значительно сократился инвестиционный цикл. Первопроходцы открыли сланцевое месторождение Eagle Ford в Техасе в 2008 году. Через пять лет оно уже давало 1 млн баррелей в день — благодаря инвестициям бурились тысячи новых скважин. Скважина на сланцевом месторождении быстро вводится в эксплуатацию, но и достаточно быстро перестает давать нефть, поэтому постоянно нужно бурить новые. Сегодня сланцевую нефть добывают уже в десятках штатов США.

Один из основных вопросов: при каких ценах на нефть сланцевое производство в США будет оставаться рентабельным? По оценке Международного энергетического агентства, только 4% такой добычи нерентабельно при цене ниже $80. Например, добыча на сланцевом месторождении Bakken в Северной Дакоте, крупнейшем в США, рентабельна при цене $42 и ниже. «Себестоимость в округе Маккензи, наиболее производительном округе штата, — лишь $28 за баррель», — говорится в отчете агентства.

«Сложно сказать, какая цена является критической для сланцевой отрасли Америки. Из-за разницы географических, геологических условий, регулирующих механизмов, экологических требований, влияющих на цену, я могу назвать разброс цен в $35–50 за баррель, — отмечает Николас Лорис. — Условия производства сланцевой нефти, например, в Техасе и Северной Дакоте, отличаются и, соответственно, различается норма прибыли. Ясно одно, точка невозврата пройдена, и у этой отрасли в США самые ясные перспективы. То, что многие месторождения находились на частных землях, только способствовало быстрому росту отрасли, притоку капиталовложений. Сейчас наступает временное затишье, но нефтяники знают, что нефть буквально лежит у них под ногами. В отличие от традиционной нефтедобычи, здесь нет проблемы поиска новых месторождений. В условиях рыночной экономики технологии постоянно развиваются. Растет производительность — цена на нефть, соответственно, снижается. Все это хорошие новости, и экономика Америки благодаря сланцевой революции извлекла много преимуществ».

Сегодня в Америке сланцевая энергетика бросает серьезный вызов АЭС, не говоря уже о традиционных нефтегазовой и угольной отраслях.



Нефти в США хватает

За последнюю неделю Америка увеличила коммерческие запасы нефти, сообщило 14 января управление по энергетической информации министерства энергетики США. В 2015 году суточная добыча вырастет на 600 тысяч баррелей и составит 9,3 млн, а в 2016 году достигнет 9,5 млн баррелей. Это превосходит прогнозы. Американские компании не только планируют сохранить объем добычи, но и намерены экспортировать нефть. Разрешение на экспорт получила Royal Dutch Shell, сообщил Reuters со ссылкой на представителя компании. Ранее правительство США уже выдало разрешение на экспорт Enterprise Products Partners, Pioneer Natural Resources и Peaker Energy.

Как полагает издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money Дэвид Фуллер, «экономика свободного предпринимательства в США позволяет компаниям строить бизнес-планы в наиболее здоровой атмосфере конкуренции и стимулирует развитие технологий. Другие добывающие страны, включая Россию, стали слишком зависимы от нефти в ущерб диверсификации и развитию предпринимательства». Сейчас «рынок наказывает Россию за это».



Еще один резерв

В июле прошлого года США впервые за 40 лет отправили сырую нефть на экспорт, пишет The Wall Street Journal. Поздно ночью 30 июля танкер BW Zambesi под флагом Сингапура вышел из порта Техас-Сити по направлению к Южной Корее. Четыреста тысяч баррелей нефти на борту танкера стоили $40 млн. Но это был только пробный шар, политика принципиально не изменилась.

Запрет на экспорт из США сырой нефти был принят после объявленного в 1973 году арабскими странами эмбарго на нефтяные поставки государствам, оказавшим поддержку Израилю в конфликте с Сирией и Египтом, и скачка мировых нефтяных цен. Сейчас нефть экспортируется по специальным лицензиям только в Канаду и Мексику.

Президент США имеет право снимать запрет на продажу нефти «в национальных интересах». Аналитики консалтинговой компании IHS полагают, что снятие эмбарго увеличит поступления в американский бюджет на дополнительные $1,3 трлн с 2016 до 2030 года. Главное бюджетно-контрольное управление (GAO) США, изучив 4 экспертных доклада, прогнозирующих последствия снятия эмбарго, отмечает, что цена за галлон (3,785 литра) бензина в США может упасть до полутора долларов и даже до 13 центов! Республиканцы в новом Конгрессе требуют от Обамы снятия запрета. Приводится и такой аргумент: в этом случае США смогут поставлять свою нефть Украине — практически сразу же после отказа от эмбарго. И это снимет энергозависимость Киева от Москвы. Если отмена запрета все же произойдет, то «сланцевая революция» станет одним из главных факторов, повлиявших на принятие такого решения.

Все вышеперечисленное — факты и аргументы, приведенные американскими экспертами. В Москве — другая точка зрения на происходящее. Но расходясь в оценках перспектив сланцевых технологий, российские и американские экономисты сегодня сходятся в одном: цена на нефть вряд ли когда-нибудь снова будет трехзначной.