Максим Гречихин
Доступно всем в Интернете11:10
Дефолт. Когда у России кончатся деньги?
А теперь о самом интересном.
Международные резервы России составляют 379 млрд. долларов, из которых примерно 166 млрд. долларов – это средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которыми управляет правительство, а не Центробанк, и средства эти планируется направить на спасение банков и корпораций, а также на инвестиционные проекты. Кроме того, около 45 миллиардов долларов приходится на монетарное золото, которое быстро распродать нельзя. Остается еще чуть менее 170 млрд. долларов на игру с курсом. (Тут также следует напомнить и о 50-миллиардном штрафе за ЮКОС, который Россия, похоже, выплачивать не собирается, что грозит ей арестом зарубежных активов).
На спасение банков и корпораций потребуются немалые средства. Формально государство не ответственно за корпоративные долги, но расплачиваться за них все равно придется, потому что государство не может позволить разориться таким корпорациям как «Роснефть» или РЖД. Корпоративные заемщики РФ должны выплатить по внешнему долгу в 2015 году около 120 миллиардов долларов, в том числе банки — 42 миллиарда долларов. Часть – порядка 20 млрд. — удастся рефинансировать. Оставшиеся примерно 100 млрд долларов частично покрываются за счет собственных ресурсов банков и корпораций, частично за счет Резервного фонда и ФНБ (оба фонда в течение года, очевидно, будут исчерпаны, особенно если часть этих средств пойдет на покрытие бюджетного дефицита).
Хватит ли 170 млрд. на спасение курса – вопрос спорный. С одной стороны, Центробанк обещал в новом году не вмешиваться в свободное плавание курса. Если он будет придерживаться этой политики, включаясь лишь изредка для предотвращения паники, то эта подушка безопасности вполне достаточна. Однако есть ряд факторов, которые осложняют ситуацию.
Первый фактор — мировые рейтинги. За снижением суверенного рейтинга России до уровня «мусорного» со стороны Standard&Poor’s ожидается аналогичное снижение со стороны и других рейтинговых агентств. Как это происходило раньше видно на наглядной инфографике, подготовленной РБК.
Снижение рейтингов приведет к тому, что в ряде договоров о кредитах сработает специальное условие – ковенант – о досрочном погашении. Поскольку такие договоры являются коммерческой тайной, невозможно оценить скольких банков и корпорацией может это коснутся, но речь может идти о досрочном погашении десятков миллиардов долларов. Необходимость одновременной выплаты такого большого объема валюты может создать мощное давление на курс, что чревато повторением декабрьских событий уже в самое ближайшее время. Кроме того, после присвоения «мусорного рейтинга» многие держатели российских облигаций будут спешно от них избавляться, из-за чего ЦБ придется тратить резервы на их выкуп.
Во-вторых, как уже говорилось выше, банковский кризис может привести к панике вкладчиков, которую никто кроме государства погасить не в состоянии. Весьма вероятно, что для предотвращения паники ЦБ также придется использовать резервы.
Наконец, в-третьих, даже если к концу года золотовалютные резервы не будут потрачены до конца, сам факт их истощения и негативные ожидания будут стимулировать избавляться от рублей, если цена на нефть не начнет существенно расти, а конфликт в Украине не будет разрешен. Обострить ситуацию могут и другие внешние факторы: скажем, если о дефолте объявит Венесуэла или Украина, это может вызвать мощный негативный эффект и для других стран-должников, в том числе и России. Обычно критичным уровнем считается размер резервов, покрывающий квартальный импорт. Даже если импорт упадет вдвое до показателей 10 млрд. долларов в месяц, то ЦБ надо будет иметь не меньше 30 млрд. долларов, чтобы избежать атаки спекулянтов и дефолта. А значит на игру с курсом у ЦБ в 2015 году никак не больше 140 млрд. Это не так много с учетом того, что в декабре 2014 года ЗВР таяли со скоростью 10 млрд в неделю.
Одним словом, вероятность дефолта в этом году высока и зависит во многом от ответственности российских властей. Проблема, однако, заключается в том, что чем более бережливо государство относится к своим резервам, тем меньше ресурсов вкладывается в развитие. Приходится выбирать между экономией (высокий уровень процентной ставки и налогов, отказ от крупных инвестпроектов, отказ от индексации зарплат и пенсий пропорционально инфляции) и стимулированием роста. Единственный способ пройти между Сциллой и Харибдой здесь – и тут соглашаются все эксперты – это структурные реформы экономики (включающие разгосударствление и повышение конкурентности рынка и т.д.) и политическая реформа (повышение уровня открытости и общественного контроля, отказ от внешнеполитической конфронтации и т.д.), но мало кто верит, что действующая политическая элита готова пойти на преобразования, сопоставимые по масштабу с горбачевской перестройкой (начавшейся, кстати, в очень похожих условиях).
Таким образом, даже если государству удастся избежать дефолта в этом году, оно лишь перенесет все свои проблемы в следующий, с той лишь разницей что к нему мы подойдем уже в состоянии глубокой рецессии. Все потенциальные инвесторы и кредиторы понимают, что если не произойдет чуда, то рано или поздно резервы исчерпаются, так как они уже сегодня почти вдвое меньше внешнего долга, который невозможно рефинансировать. В этих условиях приток капитала невозможен, возможен только отток (в 2014 году чистый отток составил рекордные $151,5 млрд, что на $50 млрд. больше чем в кризисном 2009). «Переждать» этот кризис как в 2009 году не получится, цена на нефть к прежним показателям возвращаться не собирается, а значит структурные реформы экономики и институтов неизбежны – либо они произойдут вследствие дефолта, либо во избежание.
Автор: Роман Доброхотов