"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

вторник, марта 31, 2015

ТАПИ для Туркмении это и мир, и большие деньги, а также "дружба": и с США, и с талибами

Иван Андреев  /  В мире, Оборона 31 марта 2015, 16:56


Война трубопроводов

Почему американцы хотят «спасти» Туркмению







Глава Объединенного центрального командования США генерал Ллойд Джеймс Остин на заседания профильной комиссии в сенате Конгресса по бюджету 2016 года и предстоящим оборонным программам заявил о согласии оказывать военную помощь Туркмении.

«Туркменистан недавно выразил желание приобрести военное снаряжение и технологии для обеспечения своей безопасности на афганской границе. И мы готовы сделать все возможное, чтобы помочь им», — рассказал Остин.

Из Туркмении официальных комментариев по этому поводу пока не поступало.

Затянутое поколениеМинистерство обороны России сокращает объемы закупки новейших истребителей Затянутое поколение
По данным афганского новостного портала tolonews.com, туркменские власти обеспокоены ситуацией на границе страны с Афганистаном, где в последнее время скапливаются боевики, которых некоторые эксперты относят к «Исламскому государству» (ИГ). Директор Центра исследования Афганистана во Франкфурте-на-Майне Азиз Арианфар оценивает количество боевиков в 5 тысяч человек.

Однако старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев указывает, что подтвержденных данных о присутствии ИГ на афгано-туркменской границе нет. «Скорее всего, — говорит он, — те группировки, которые создают напряжение у туркменской границы, это талибы – этнические туркмены, граждане Афганистана, и немного граждан самой Туркмении». Активизация боевиков в регионе, по мнению Князева, связанна с прокладкой трубопровода ТАПИ для поставки туркменского газа в Пакистан и Индию. Туркмения, по данным британской компании Gaffney, Cline & Associates, занимает четвертое место в мире по запасам природного газа (более 71,21 млрд тонн), однако имеет трудности с его сбытом. В крупных соседних странах (Иран, Россия) имеется собственный газ, а для поставок голубого толпива в страны Юго-Восточной и Восточной Азии, на Ближний Восток и в Европу нужно строить дорогие трубопроводы, которые пройдут через конфликтные регионы — Афганистан и Курдистан. Князев уверен, что, строя газопровод в Пакистан и Индию, Туркмения бьет по позициям Катара, который занимает монопольные позиции в экспорте в Пакистан, Индию и страны Юго-Восточной Азии, а также доминирует по поставкам в Китай, Японию и Корею. «В случае если трубопровод будет проложен, цена на газ на этих рынках упадет. Поэтому спецслужбы Катара воздействовали на ситуацию по своим каналам и сосредоточили подконтрольные им силы боевиков на северо-западе Афганистана», — считает востоковед.

По мнению Арианфара, местные отряды ИГ —  это не пришедшие из Сирии и Ирака боевики, а сменившие фракцию бывшие члены Талибана, которым в сущности все равно, под чьим знаменем сражаться. «Война превратилась в средство выживания. Лишь бы заказчики платили, а под каким названием ведется борьба и с какой идеологией, не имеет особого значения», — добавляет Азиз Арианфар.

Американские интересы в Туркменистане связаны в первую очередь даже не с получением военной базы, а с влиянием на руководство в Ашхабаде с расширением зоны влияния в регионе и в вопросе направления газового потока, рассказывает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Как отмечает политолог, всего у Туркмении есть пять вариантов направления: в Европу через Каспийское море, через Россию или Иран, через Афганистан в Индию и Пакистан (ТАПИ) и в Китай. Поставки газа по последнему пути уже начались. Американцы, во-первых, заинтересованы в том, чтобы туркменский газ поставлялся в ЕС, где бы смог составить конкуренцию российским поставкам, и, во-вторых, не хотят, чтобы поставки шли через территории России и Ирана. Таким образом, тут для Вашингтона оптимальный вариант — маршрут через  Каспий, в чем их также поддерживает Турция, через чью территорию в конечном итоге тогда будет построен газопровод. Однако для прокладки трубы по дну Каспия необходимо коллективное согласие всех стран, имеющих выход к морю, чем и воспользовались Иран и Россия, заблокировав это решение.

Кроме того, США поддерживают строительство ТАПИ, поскольку хотели бы поставить в качестве оператора проекта компанию «Шеврон». Отсюда и желание американцев оказывать помощь туркменам в боробе с боевиками, которых они же недавно финансировали. Военное присутствие Соединенных Штатов в стране позволило бы им оказывать значительное влияние на Ашхабад.

Князев, тем не менее, отмечает, что туркменское власти не раз декларировали отказ от размещения на своей территории каких-либо иностранных войск. «И я сомневаюсь, что эта позиция изменится», — отмечает эксперт. «Заявление США демонстрирует их заинтересованность, но этого пока недостаточно для того, чтобы туркменские власти сменили свою точку зрения, тем более с ситуацией они пока справляются, хотя и несут потери», — говорит эксперт.

Американцы не раз просили предоставить в их распоряжение аэропорт Мары на каспийском побережье Туркменистана, но неизменно получали отказ, что, по мнению Сатановского, демонстрирует готовность Ашхабада договариваться с Россией и Ираном.

«Русская планета»