"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
пятница, марта 13, 2015
Москвичи как сборная солянка
Росбалт, 12/03/2015 23:20
Москва как "город непохожих"
Москвичи экономят на образовании, но готовы раскошелиться на досуг. Они не ходят по музеям в одиночку, любят праздники и много фотографируются. А еще — все они очень разные. Какими увидел обитателей Первопрестольной теперь уже бывший глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, как изменились эти люди за 3,5 года, что успелось за это время и каким проектам экс-чиновника еще суждено сбыться — из первых уст.
В среду, 11 марта, Сергей Капков прочел в Московской высшей школе социальных и экономических наук лекцию. В анонсе — все еще "руководитель департамента культуры", на деле — уже бывший. "Не успели переделать", — смутились организаторы.
Тема звучала по-капковски романтично — "Город для непохожих. Непохожие города", хотя, говорил экс-чиновник все больше о Москве.
Что такое "москвичи"?
Капков, пожалуй, не первый, кто задавался этим вопросом. Как оказалось, обитатели Первопрестольной — народ довольно компанейский: только 15% москвичей ходят в одиночку в учреждения культуры, на городские праздники отправляются и того меньше — лишь 12%. И, увы, недальновидный: средняя московская семья готова тратить 7% своего дохода на развлечения и культуру, и только 2% — на образование. Меж тем как во всем мире ситуация обратная: "если у человека есть деньги, он тратит их на образование, чтобы когда-нибудь потом в резюме написать "владею испанским".
"Как мне объяснили умные МГУшные экономисты, на постсоветском пространстве у людей сложился стереотип — образование должно быть бесплатным. А вот на досуг и развлечения нам не жалко и 20%, больше просто нет", — улыбается Капков.
Москва — город без центра. Нет, даже не город — 12 отдельных городов, входящих в состав одного мегаполиса. "Сегодня Якиманка и Черемушки — два района, меньше похожие друг на друга, чем Москва и Чикаго, количеством урн, зеленых зон, политики первых этажей, которая есть в Якиманке и совершенно отсутствует в Черемушках, жителями, наконец", — пояснил бывший глава столичного департамента культуры.
Конечно, Москва — город молодых: 1,1 млн студентов. Причем, 70% родом не из Москвы. Большинство из них по окончании вуза не планируют возвращаться в свой регион. По словам экс-чиновника, это проблема для России, и плюс для Москвы, который нужно научиться использовать.
"Всю нашу работу мы строили и продолжаем строить в интересах тех людей, которые живут в городе, потому что Москва — это не просто сотни развязок, не десятки станций метрополитена, Москва — это те люди, которые живут здесь. Чем эти люди образованнее, сильнее, даже спокойнее, тем больше у мегаполиса шансов в глобальной конкуренции с другими мировыми столицами", — уверен Капков.
"Борьба с диваном"
В культурном плане Первопрестольная, по словам экс-чиновника, достаточно пассивный город. Что, впрочем, не удивительно: "в среднем москвичи около двух часов проводят в дороге, будь то общественный транспорт или автомобиль. При этом 80% учреждений культуры по сталинскому Генплану построены в пределах ТТК".
"Когда в 2012 году вместе с коллегами-социологами мы проводили опрос населения, выяснилось, что больше половины москвичей предпочитали проводить свободное время дома. Два миллиона человек попросту не знали, чем заняться в выходной день", — ужасался бывший глава культурного ведомства.
Он пояснил: это общая история, не только московская. "Мы изучали опыт Франции, где с пятницы по понедельник по центральным каналам идет около 50 часов блокбастеров. И люди остаются дома", — недоумевал он.
Придя работать в мэрию, Капков, по его словам, развязал "борьбу с диваном". Парковая революция, реформирование домов культуры и библиотек сделали свое дело — домоседов стало меньше (30%). Появилось "третье место", где люди могут встретить "своих", пояснил экс-чиновник.
Не прошли бесследно и массовые акции: "Ночь в музее", "Ночь в театре", "Библионочь", "Ночь искусств". "Ннаверное, уже можно сказать — эти акции носили в большей степени пропагандистский характер. Невозможно, когда 1,3 млн человек по билетам, хотя и бесплатным, приходят в музеи, насладиться той или иной выставкой. Но колыхнуть интерес населения можно", — считает бывший глава департамента культуры.
По его словам, в первую очередь такие акции интересны молодежи: они не переживают, что приходится стоять в очереди — они идут не в музей, они идут общаться, увидеть "своих".
"Нам показалось, что введение моды на такие вот акции — самый правильный путь. Любой подобный выход дает синергию другим культурным учреждениям. Если мы вытащили человека в кино, большая вероятность, что на второй, на третий раз он пойдет в театр (к слову, посещаемость спектаклей, действительно, возросла в четыре раза), а потом захочет что-то делать сам. Наша задача заключалась в том, чтобы втянуть человека в культурный процесс, а дальше рынок наших же услуг даст ему возможность для самореализации", — подчеркнул экс-чиновник.
Музеи, театры! Недорого!
Продавать культурный продукт научил мэрию Даниил Дондурей, признался Капков. "Когда-то он прочел нам лекцию о том, что в голливудской киноиндустрии только 40% тратится на создание продукта, и 60% — на его продвижение. Мы поняли, что у нас есть уникальный по российским меркам продукт, и наша задача — научиться "продавать" его населению", — отметил экс-чиновник.
Если кавычки убрать, мы увидим, что за 3,5 года рост внебюджетных доходов в культуре возрос с трех до 11 млрд рублей. Из них только 2 млн зарабатывают парки. Театры, дома культуры, музыкальные школы стали зарабатывать 300% к тем деньгам, которые выделяет город на их развитие. Иными словами, следуя голливудской логике, учреждения культуры обрели вторую точку опоры.
"В принципе, город может уже не давать денег — парки прокормят себя сами на доходы от той деятельности, которая есть сейчас", — полагает Капков.
Кризис, культура и саморазвитие
"Нам не хватило двух лет, чтобы гарантировать стабильный результат развития московской культуры, но в этом нет моей вины. Так сложилось, что это теперь не самое главное, и не является приоритетом государства", — заметил бывший глава культурного ведомства.
Сказывается влияние мирового финансового кризиса.
"В условиях экономии средств человек в чем-то должен иметь отдушину. Такой отдушиной станут саморазвитие, дополнительное образование и спорт. Все это будет востребовано. Ценность дополнительного образования будет возрастать", — уверен он.
Курс — укрупнение?
По словам Капкова, сейчас обсуждается вопрос возможного объединения двух столичных ведомств: департамента культуры и департамента культурного наследия. "Без иронии, я к ним присоединил бы еще комитет по туризму, переложил часть полномочий комитета общественных связей и возложил межнациональные отношения тоже на культуру. Вроде это блок совершенно невозможный… Но нужно понимать, что межнациональный конфликт — это межкультурный конфликт", — заметил экс-чиновник.
Что касается преемника Капкова — Александра Кибовского, бывший глава департамента заявил, что ему придется тяжело. "Функция Москомнаследия запретительно-разрешительная, это работа с бумагами и полное отсутствие учреждений. А когда у тебя 700 учреждений, и каждый руководитель хочет с тобой пообщаться, нужно хотя бы по два часа в день на двух руководителей, чтобы за год со всеми поговорить. Это всегда непросто".
Анна Семенец
Подробнее: