"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

вторник, апреля 28, 2015

Когда и куда упадет грузовой космический корабль с 2,5 тоннами груза, не знает даже Рогозин

254 минуты назад | События | «Газета.Ру»
Неконтролируемое штатное вращение

Грузовик «Прогресс» вышел на орбиту, быстро и неконтролируемо вращаясь вокруг своей оси. Если высота корабля слишком низкая, есть опасность его скорого схода с орбиты и потери груза для МКС.

На исходе дня положение, в котором оказался грузовой корабль «Прогресс М-27М», после выведения на орбиту не сумевший состыковаться с МКС, так и не прояснилась. Официальных сообщений из ЦУПа не поступает, однако кадры, которые показали во время трансляции в NASA, указывают на то, что на третьем витке вокруг Земли аппарат неуправляемо вращался вокруг своей оси.

Трансляцию, которая велась в ЦУПе, ретранслировал канал NASA. Фрагмент, на котором камера корабля зафиксировала вращение, был снят в 14.50 московского времени. Ракета «Союз-2.1» с транспортным кораблем «Прогресс» была запущена утром во вторник с Байконура, однако вскоре стало известно, что телеметрия поступает не полностью. Тогда было решено перейти на двухсуточную схему полета, чтобы устранить неполадки.
Затем источники в космической отрасли сообщили, что корабль выведен на орбиту выше расчетной.

Позднее «Газете.Ru» в Роскосмосе назвали ситуацию штатной, признав проблемы в получении телеметрии. «Есть командная радиосвязь. Действительно, наблюдаются некоторые проблемы с данными телеметрии — они сейчас устраняются специалистами Роскосмоса — вместо четырехвитковой системы мы перешли на двухсуточную», — сообщили в ведомстве. Позднее стало известно, что после 17.00 корабль должен был выйти из зоны радиовидимости российских средств слежения.

На записи с камеры, установленной на борту, видно, что по состоянию на 14.50 мск аппарат вращался с частотой примерно один оборот за 3−4 секунды — с такой частотой Земля попадает в кадр и снова исчезает.

«Это дикая скорость вращения для космического корабля, такого быть не должно», — считает редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов. При этом в нижней строчке «А», обычно пустой, написано «ДУС-2», что указывает на то, что корабль находится в аварийном режиме.

Что касается дальнейшей судьбы аппарата и возможности прекратить его вращение, то это зависит от реальной высоты его полета. На одной из фотографий с экрана российского ЦУПа указаны параметры орбиты с перигеем 193 и апогеем 279 километров, что действительно говорит о превышении перигея расчетных 239 километров. «Если это орбита корабля после отделения, это значит, что его вывели выше чем надо, но на срыв программы полета это повлиять не могло, и несколько дней он на ней продержится», — предполагает эксперт. За это время у ЦУПа будет возможность изменить орбиту и устранить неконтролируемое вращение.

С другой стороны, американские данные о наблюдении двух новых космических объектов говорят о том, что орбита «Прогресса» составляет 123 на 305 км. В случае, если эти данные верны, это означает, что в момент прохождения перигея (нижней точки орбиты) грузовик задевает верхние слои атмосферы и довольно скоро может сойти с орбиты.


«При таком перигее сход с орбиты происходит довольно быстро, в течение суток, думаю», — добавил эксперт.

В случае, если сбудется наихудший вариант развития событий, экипажу МКС, который не получит продуктов питания, ничего не угрожает. Программа пребывания космонавтов всегда строится с запасом на тот случай, если будет срыв с доставкой грузовика.

Ранее сообщалось, что космический «грузовик» доставит на МКС более 2,5 тонн полезных грузов различного назначения: топливо, кислород, продукты питания, аппаратуру для научных экспериментов, посылки для космонавтов и астронавтов. На этом корабле на Международную космическую станцию полетело и знамя победы, которое 8 апреля в торжественной обстановке было передано представителям Роскосмоса космонавтами Алексеем Леоновым и Владимиром Шаталовым.

Павел Котляр