"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

пятница, апреля 03, 2015

Глубинка жжет

Благое и реальное в русском либерализме.
Взгляд обывателя.

№ 12 (253) от 24 марта 2015 г., стр. 6


В трех предыдущих номерах мы рассказывали о судебной тяжбе по иску к «Вечорке» ближайшего сотрудника губернатора Ильковского — руководителя его секретариата Кузнецова. Чиновник пытается отомстить народной газете за выступления о его участии в составе «пятой колонны» Забайкалья в активной деятельности по проведению в Чите семинаров иностранного агента — Московской школы гражданского просвещения (МШГП). На судебном заседании 10 марта в качестве свидетеля ответчика выступила непосредственный участник читинского семинара МШГП Екатерина Дашиева, заведующая отделом иностранной литературы Краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина. По нашей просьбе она изложила свои впечатления от памятного мероприятия в небольшом эссе, которое мы с удовольствием предлагаем нашим читателям.

«Отцы и матери» русской демократии


Пребывая в обывательском состоянии, я, тем не менее, придерживаюсь демократических воззрений (очень уж нравится максима равенства всех перед законом). К тому же обязывает интеллигентская профессия библиотекаря и многолетнее чтение «Независимой Газеты» и «Ведомостей». Поэтому я с большим интересом восприняла приглашение поучаствовать в работе семинара Московской школы гражданского просвещения (МШГП) 24-25 октября прошлого года. Хотелось вживую услышать из уст «гигантов мысли» и «отцов русской демократии» (Э. Паина, Н. Петрова, Н. Соколова и др.) ответы на извечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» в условиях «Крымнаш», санкций, кризиса…

Интеллигентам, хоть и в первом поколении, полагается рефлексировать и смущаться по любым поводам. Первый приступ смущения на меня напал при входе в статусный «Монблан», когда знакомому (не последнему человеку в городе) отказали в «присутствии» ввиду «отсутствия» в списках допущенных. Как-то не очень вяжется это с открытостью и гласностью демократии…
Новый приступ рефлексии вызвала тема заявленного семинара: «Российский регион в глобальном мире». Все мы знаем, что любая формулировка несет свою целевую нагрузку. А тут прямое акцентирование субъектности (отдельности, автономности) региона, в частности, Забайкалья. Эта субъектность вроде позволит ему окунуться сразу аж в глобальные потоки, которые текут сами знаете откуда… А как же центр нашего общего дома — российского государства?

Все стало на свои места по мере выступления хедлайнера первого дня семинара Ворожейкиной Т.Е., видного деятеля либерального крыла политического поля страны. Тонко проведя параллели между развитием латиноамериканских «гондурасов» и Россией, она отказала последней в праве существования как центричного государства. По ее мнению, в процессе белоленточной революционной «движухи» требуется свержение «нелегитимного режима» В. Путина, стоящего на пути демонтажа российского чудища-монстра, которое вновь по-имперски «обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Однако подлинное изумление вызвала на второй день речь Н. Соколова, шеф-редактора «Отечественных записок» (имя то какое у журнала!). Он заявил об «истинной беде» нашей страны, заключающейся в том, что она «не претерпела уроков поражения в Великой Отечественной войне». Пассажи об освободительной миссии немцев от большевизма, насаждении ими «подлинной демократии в отдельных регионах», необходимости отличать подвиги «благородного вермахта» от преступлений гестапо и т.п. шли уже «гарниром» к основному тезису московского либерала.

Окончательную точку в логике рассуждений московского десанта перед юными регионалами (а целевой аудиторией семинара был традиционный авангард революций — студенчество и молодые администраторы Иркутска, Читы, Бурятии) поставил политолог Н. Петров. Нарисовав радужную картину бытия в маленьких Австриях, не страдающих великодержавностью и довольствующихся хорошим уровнем европейского потребления, он призвал присутствующих к «сбыче мечт».


Запуск нового «Красного колеса»

Моя, хоть и смущаемая многими безобразиями нашей жизни, но, в сущности, обывательская натура противится таким призывам (очень мне по нраву один француз, который на грозный вопрос Конвента о его личном вкладе в революционное дело ответил, что он «просто жил»). Учитывая уроки российской истории, я понимаю, что любая революция, несущая раскол и потрясения государству — это откат в его развитии и обречение на повтор общественных циклов. Мне милы эволюционная практика улучшения жизни и толстовские «малые дела», направленные на постепенное взращивание зеленых (читай — демократических) «газонов» в течение долгих мирных лет.

Я соглашаюсь с великим радетелем о русском народе А. Солженицыным в том, что либеральное по сути «Красное колесо» раздавило будущее России в ХХ веке. Я хочу жить в ХХI веке в большой многонациональной стране, в которой мне комфортно, поскольку понимаю, что маленькая Австро-Бурятия обязательно попадет в орбиту мощного Китая (законы геополитики никто не отменял). Ассимиляционные возможности Китая хорошо известны.

Поэтому есть резон напомнить нашей революционизируемой белоленточной молодежи, что бескровных революций не бывает. За «благие» намерения декабристов, Герцена, народовольцев, большевиков и перестройщиков в реальности расплатились своими жизнями миллионы и миллионы людей. А чего стоит утрата страной в 1990-е годы экономического потенциала, равного потерям в Великой Отечественной войне, и ежегодная убыль населения в миллион человек! На мой взгляд, либеральная команда Гайдара-Немцова, сошедшаяся в социал-дарвинистском эксперименте с коммунистом Б. Ельциным, не только дискредитировала демократические идеалы, но и напрямую убивала людей и Россию. Не этим ли осознанием объясняется эволюция взглядов В. Путина — от западнических в начале нулевых годов к национально-государственническим в конце их?

Также хочется отрезвить всех нас жестокой правдой того, что лелеемое нашими прекраснодушными либералами деление территории российской империи к очередному 17-му году на маленькие Австрии обязательно пойдет через молох гражданского противостояния. В результате борьба за права виртуального человека приведет к отъему первичного и фундаментального права многих вполне конкретных людей на жизнь, что и произошло в Ираке, Ливии, Сирии и Украине. Стоит ли приносить новые миллионные жертвы на алтарь либеральных ценностей, которые рассматривают Родину как территорию, людей как конкурентов, а смысл жизни в потреблении? Стоит ли идти на «романтичные» Болотные, если на выходе нас непременно встретит циничный матрос Железняк?

Всякому безобразию — свое приличие

В конце не удержусь от смущенной интеллигентской реплики в адрес местных организаторов семинара МШГП. По-моему, неприлично содействовать расколу российского государства за его же деньги и бороться с «кровавым режимом Путина», будучи на высокооплачиваемоей должности в его администрации. Им деньги нужны для возможного отхода в Австрии, куда в свое время выехали многие творцы революции 1917 года? Как-то Европа им тогда не слишком помогла… Почитайте об этом в пророческих «Окаянных днях» великого русского писателя И. Бунина. Может, нашим государственным мужам все же приучать своих подданных к демократии без цветных (красных, белых, оранжевых) потрясений, а эволюционным путем и собственным воздержанным примером? Этому, кстати, очень поспешествует своевременная выплата обывателям их небольших заработков.


Дашиева Е.О.,
заведующая отделом иностранной литературы Краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина



Народная газета России
Чита


Адрес: г. Чита, ул. Ленинградская, 96; для писем: 672000, г. Чита, Почтамт, а/я 1281
Тел.: 8-924-803-11-70 (редактор); 8-924-803-11-90 (рекламная служба). E-mail: vechorka@chita.ru