"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

четверг, мая 28, 2015

Само существование в современном государстве политического сыска — это такой рак мозга


Пишет Anton Nossik (dolboeb) 

2015-05-28 07:29:00
Назад Поделиться  Вперёд
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Москва, Новинский бульвар, дом 25, корпус 1
Как чекисты угробили Советский Союз
Вчерашний пост с пересказом пяти глав из предсмертных мемуаров Шебаршина вызвал предсказуемо оживлённое обсуждение. Уверен, что тема его и в самом деле достойна.
Шпиёны, рисунок из InfoMag
Чем внешняя разведка отличается от политического сыска


Одно любопытное суждение в защиту Шебаршина выдвинул один его поклонник:
следует разделять внешнюю разведку и политический сыск.

Леонид Шебаршин руководил внешней разведкой, то есть он не расстреливал несчастных по темницам, а занимался полезной для любой страны деятельностью. Ловил иностранных шпионов, собирал информацию, важную для обороноспособности страны, спасал нас от внешних угроз.

Без внешней разведки никакому государству не прожить, напомнил мне читатель.

Это всё очень хорошо звучит в теории, но на практике, увы, не всё так просто.

Во-первых, в СССР невозможно разделить внешнюю разведку и политический сыск, потому что занималось двумя этими вещами одно и то же учреждение, КГБ. Соответственно, разведчик Шебаршин всю жизнь выполнял распоряжения главы крупнейшего в мировой истории ведомства по политическому сыску. Как их после этого разделять?! К одной голове нельзя пришить два разных тела. А даже если и можно было бы, голова останется одна, и по факту наличия под ней 4 ног, 4 рук и двух сердец она не станет рассуждать в разных случаях по-разному.

Само существование в современном государстве политического сыска — это такой рак мозга, при котором силовые структуры страны не могут работать эффективно, в современном цивилизованном понимании эффективности. Политический сыск — это всегда способ выстроить между обществом и властью систему отношений, основанных на страхе, лжи и насилии. Правила политического сыска требуют не ловить реальных шпионов, а непрерывно выдумывать «внутреннюю угрозу», каких-нибудь «вредителей», «уклонистов», «промпартию», «иностранных агентов», «пятую колонну». Сверху спускается разнарядка по врагам народа, обвинительные заключения подгоняются под этот план. «Королевой доказательств» объявляются не собранные в ходе следствия улики, а собственное признание жертвы, то есть самооговор под давлением. Такая система может существовать где-нибудь в Северной Корее, но страна, где власть таким способом выстраивает отношения с собственными гражданами, неэффективна в современном экономическом соревновании мозгов. И никакая агентурная сеть за рубежом не спасёт такой режим от неизбежного краха.

Как вредила Советскому Союзу его служба внешней разведки

Если обратиться к конкретному подразделению, под названием ПГУ КГБ СССР, то это, безусловно, была самая страшная вредительская организация во всей послевоенной советской истории. Мало того, что она работала не на СССР, а против Советского Союза — так она ещё и обслуживала при этом интересы однозначно иностранных политиков и правительств.

Именно Комитет государственной безопасности, и как раз по линии внешней разведки, курировал советское участие в самых разнообразных вооружённых заварушках, региональных войнах, военных переворотах за тысячи километров от советских берегов. Под глупым лозунгом «глобального противостояния с США» Эллочка-людоедка из маразматического брежневского политбюро сошлась в смертельной схватке с Вандербильдихой на глобальной арене. Для экономического положения СССР эта авантюра в итоге оказалась столь же гибельной, как и для семейного бюджета инженера Щукина. Миллиарды долларов военной помощи, которые власти СССР по наводке КГБ на протяжении последних своих десятилетий отправляли в Африку, Азию, на Ближний Восток и другие отдалённые регионы,
не нанесли никакого вреда Америке, не сокрушили её экономической мощи, не сдержали её военный или научно-технический прогресс. Да и на международной арене (которая, надо честно признать, для Америки всегда представляла очень второстепенный интерес, если мы не будем, по примеру Шебаршина, путать ЦРУ со всей Америкой) Советский Союз проиграл важнейшие для себя сражения. Проиграл именно потому, что люди из КГБ помогали властям выбирать союзников, руководствуясь своими личными связями в Третьем мире, а не интересами страны.

Провалы советской внешней политики: Китай, Вьетнам, Корея

Имеет смысл разобрать тут конкретные примеры стратегических поражений СССР и успехов США на мировой дипломатической арене во времена, когда советской дипломатией рулили советники из Комитета. Почти 30 лет Америка враждовала с Китаем, вплоть до прямой военной конфронтации во Вьетнаме и Корее. А потом вдруг в Шанхае с недельным визитом объявился президент Никсон, было подписано Шанхайское коммюнике — и к 1979 году между КНР и США установились не только полные дипломатические отношения, но и военный союз против друзей Советского Союза в Индокитае и Африке. В том же 1979 году армия Китая напала на социалистический Вьетнам, который прежде поддерживала в борьбе против Штатов. Десятилетия советской военной помощи КНДР и СРВ ничем тут не помешали. Северная Корея, после всех советских субсидий и дотаций, в итоге легла под КНР, а социалистический Вьетнам сегодня является самой проамериканской страной в своём регионе. О положительном отношении к США там заявляют 76% населения. Вместо советской военной базы в Камрани теперь — туристическая мекка, популярная у представителей вьетнамской диаспоры, из которой 1,8 млн человек (больше половины) проживает в США. Каким бы многополярным ни был сегодняшний мир, Вьетнам со своим полюсом определился предельно внятно.

Epic fail на Ближнем Востоке: Садат и Саддам

Американскому влиянию на Ближнем Востоке советчики-комитетчики предложили противопоставить поддержку арабских режимов. Много лет Советский Союз усиленно раздувал ближневосточный конфликт, снабжая оружием Египет и Сирию, отправляя туда деньги, технику и военных советников. Потом, при активной советской поддержке, египтяне с треском проиграли Войну Судного Дня (1973) — и уже 4 года спустя президент Египта заявил о готовности прибыть в Иерусалим для подписания мирных соглашений с Израилем. А ещё годом раньше он в одностороннем порядке денонсировал договор о дружбе и сотрудничестве с СССР. Интересные мемуары об этом египетском «предательстве» — и последующей каре за него — выпустил в 1985 году в «Политиздате» серый кардинал советской ближневосточной политики Евгений Примаков. Книга называется «История одного сговора» и повествует о событиях, связанных с заключением мира между Израилем и Египтом. Садата действительно убили на параде в 1981 году, и в книге Примакова этот теракт подаётся как справедливое возмездие, но, с точки зрения ближневосточных интересов СССР, пользы от него оказалось не больше, чем от шайбы Малкина в ворота канадцев. На место Садата пришёл ещё более проамериканский Мубарак. Кемп-дэвидский «сговор» между Израилем и Египтом действует без малого 37 лет, даже братья-мусульмане его не денонсировали в ходе Арабской весны.

Просрав Египет, комитетчики посоветовали советским властям сделать стратегическую ставку на сколачивание антиегипетской «оси» вокруг нового друга Советского Союза, которого звали Саддам Хусейн. Расстреляв 21 руководителя иракской компартии и пересажав остальных, Саддам прибыл в Москву, где был тепло принят Косыгиным и обласкан Брежневым. По совету Примакова, он наобещал советским руководителям сплотить арабский мир в борьбе против кэмп-дэвидской сделки — и уехал с огромным оружейным контрактом, по которому Ирак между 1978 и 1980 годом получил от СССР ракетные (типа "Оса-1", "Оса-2"), торпедные и сторожевые катера, истребители (МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25), истребители-бомбардировщики (Су-7, Су-20, Су-22) и бомбардировщики (Ту-16, Ту-22), транспортные самолеты (Ан-12, Ан-24, Ан-26) и вертолеты (Ми-25, Ми-6), БМП, БТРы, танки (Т-62, Т-72), зенитные установки, пушки и орудия, инженерное оборудование, стационарные и переносные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК С-75, С-125), ракетные системы залпового огня, оперативно-тактические и тактические ракеты и т. д. И буквально в следующем году тот же Саддам осудил советское вторжение в Афганистан, заявив, что СССР — такой же агрессор, как и США. Примаков объяснил кремлёвским старцам, что этой риторике не стоит придавать значение, и он был прав: проклиная США, Саддам взял курс на широкое военно-техническое сотрудничество с НАТО, отчего доля советских военных поставок в общей структуре иракских вооружений снизилась с 95% до 53%. Зато возросла доля вооружений, закупаемых в США, ФРГ и Франции.

Как Саддам боролся с Кэмп-Дэвидом

В следующем году случилась исламская революция в Иране, которую в СССР горячо приветствовали и поддерживали, поскольку она явным образом навредила американским интересам в стране. Но одним из первых действий пришедших к власти исламистов стала казнь 78 руководителей местной компартии. Высказывая бурное одобрение иранским аятоллам, Советский Союз был совершенно не в состоянии извлечь какую-то пользу из своей поддержки их переворота. А потом Ирак тупо напал на Иран, чтобы отжать у персов нефтяные месторождения. Война продлилась 7 лет и 10 месяцев, унесла в общей сложности больше миллиона жизней, и закончилась возвращением обеих сторон к довоенным границам. Ирак воевал советским, американским, немецким и французским оружием. За время войны СССР поставил Ираку оружия на сумму в 10 млрд долларов. Спустя два с небольшим года после перемирия Саддам снова повёл свою Республиканскую гвардию в атаку — на сей раз добычей стал нефтеносный Кувейт. В каком-то смысле можно сказать, что Саддам, таким образом, выполнил обещание, данное кремлёвским старцам: он действительно вступил в вооружённый конфликт с союзниками США в регионе. Благодаря его кувейтской авантюре, военными союзниками США в 1991 году оказались и Саудовская Аравия, и Египет, и Сирия, и Марокко, и ОАЭ, и Оман с Катаром, и даже, с непонятной радости, Бангладеш, который тоже прислал войска. Действия антисаддамовской коалиции поддержали (не присылая войск) Индия, Китай и Пакистан, Афганистан, Бахрейн, Нигер и Сенегал, Аргентина, Австралия и страны Евросоюза. Война в Заливе длилась 2 месяца, силы коалиции потеряли в ней 292 человека, иракская армия — до 35.000 убитыми и 75.000 ранеными. Саддам был разбит наголову, выдворен из Кувейта и подвергнут международным санкциям. Через ещё 12 лет он был свергнут, а в декабре 2006 года повешен в военной тюрьме в северном пригороде Багдада по приговору иракского трибунала.

Почему друзья СССР не помешали угробить державу

Какую пользу принесла Советскому Союзу поддержка подобных персонажей — вопрос риторический. В 1985 году тот самый арабский мир, на который советчики-комитетчики делали основную ставку, обанкротил советскую власть, отпустив нефтяные цены в свободное падение. Коллапс нефтяных цен (с $35 за баррель в 1980 до $7 к 1986) неплохо помог экономикам крупных импортёров нефти — США, Западной Европы, Японии — но для сырьевой советской экономики это был полный и окончательный крах. Которого советчики-комитетчики не умели предвидеть в 1980-е, и даже в 1991 году, обсуждая причины развала советской империи, Шебаршин с коллегами по-прежнему ищет объяснений в происках иностранной агентуры и предательстве высшего партийного руководства. Прочесть «Гибель империи» Гайдара он так до самой смерти и не догадался.

А беда, на самом деле, состояла в том, что по итогам всей советской международной политики за последнюю четверть века, у СССР вообще не осталось в мире никаких влиятельных/состоятельных друзей и союзников, способных оказать политическую и материальную помощь в критический момент. Заваренная по подсказкам «международных экспертов» из внешней разведки политика тотальной конфронтации с Западом во всех точках планеты не принесла ни одного полезного результата. Все эти Каддафи, Саддамы, Мариамы, Ким Ир Сены, Садаты, Асады, Арафаты и Фидели с Раулями, которых СССР без счёта накачивал баблом и оружием, в решающий момент оказались либо не готовы, либо не способны прийти на выручку. И ни для кого не секрет, почему к нефтяной катастрофе 1986 года СССР пришёл с пустым карманом. Потому что все те нефтедоллары, которые могли бы составить советскую национальную заначку на чёрный день, по указке советчиков-комитетчиков десятилетиями направлялись на помощь «братским» режимам, которые за них расплачивались либо пустыми обещаниями, как Саддам, либо прямым предательством, как Садат.

За деньги или по глупости?

Зачем кураторы с Лубянки и из Ясенева давали партийному руководству подобные советы — вопрос открытый, и одного ответа про всех тут дать нельзя. Например, про Леонида Шебаршина я совершенно готов поверить, что его непонимание азов мировой экономики было добросовестным заблуждением, профессиональной деформацией сознания на почве служебных обстоятельств. Вероятно, он действительно верил, что миром правит агентура, и что проблему 7 долларов за баррель советское руководство могло бы решить, проявив твёрдость в поддержке агентов Штази. В бескорыстные ошибки Шебаршина легко поверить ещё и потому, что, столкнувшись в России с медицинской проблемой, он застрелился, как поступает бедный российский отставник, а не уехал в швейцарскую клинику, где лечатся его бывшие коллеги.

Но про Евгения Максимовича Примакова, которого с рядом ближневосточных диктаторов связывали близкие приятельские отношения, мне очень трудно допустить, что он чего-нибудь не понимал, и откачивал миллиарды советских долларов в их карманы совершенно бескорыстно. Всё-таки он человек неглупый, и степень полезности Саддама для СССР обязан был раскусить не позже нападения на Иран в 1980 году. Там уже ясно было видно, что реальные планы Саддама никакого отношения не имеют к Египту и Кемп-Дэвиду, а также что по формуле «ласковое теля двух маток сосёт» советские вливания никак не мешают Багдаду установить военное партнёрство с США по афганской и иранской теме. Тем не менее, интересы Саддама серый кардинал ближневосточной советской политики продолжал лоббировать до самого марта 2003 года. Не прояви иракский диктатор неразумного упрямства перед лицом неминуемой гибели, жил бы сегодня на соседней даче с Януковичем. Но советско-российский куратор Саддама таким фанатиком не был. И он-таки живёт сегодня на соседней даче с Януковичем. Правда, досталась она ему задолго до украинских событий, и не куплена за иракские нефтедоллары. Но вот про его лечение в Швейцарии я сильно сомневаюсь, что оно оплачено с российских счетов.

Вместо заключения

Так что нет, я не думаю, что советская внешняя разведка при Хрущёве, Брежневе, Андропове, Черненко и Горбачёве выполняла нужную и полезную для страны работу. Именно потому, что она являлась всего лишь одним из департаментов в корпорации политического сыска, она была обречена выполнять нелепый партийный заказ — с обходительностью Остапа рассказывать сенильной Эллочке, на просторах какой ещё Анголы можно за смешные 10 миллиардов утереть нос Вандербильдихе.

И да, лучше никакой внешней разведки, чем такая, которая помогает иностранным диктаторам обворовывать твою страну.