"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

воскресенье, мая 31, 2015

Шохрат Кадыров. О Назарбаеве и смене элит: Перемены в ЦА сами по себе не наступят никогда



Информационный повод: Переизбранный на новый срок Н. Назарбаев заявил, что теперь его задача расширить непрезидентские ветви власти. Некоторые эксперты заговорили о программе смены элит. Что на самом деле?

29.05.2015, 12:50 Гундогар
Нурсултан Назарбаев сдает свои позиции
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, которому 6 июля 2015 года исполняется 75 лет, предложил усилить в стране роль правительства и парламента за счет ослабления президентской власти, сообщает агентство CA-News. Об этом он заявил на проходящей в поселке Бурабай Акмолинской области Казахстана встрече с главами государств-участников СНГ.

«Наверное, больше прав надо дать парламенту и правительству. До сих пор у нас была президентская власть, вы знаете, серьезная вертикаль. По мере роста экономического среднего класса, наверное, надо ослаблять и больше давать полномочий правительству, больше передавать полномочий парламенту», — заявил Назарбаев, отметив при этом, что такая работа в Казахстане уже ведется.

«Мы хотим прошерстить снизу доверху весь наш государственный аппарат, чтобы на госслужбу попадали только по заслугам, чтобы человек проходил все ступеньки, а не просто кого хотел — назначил. Назначаешь нового губернатора, и он начинает набирать новую команду. Вот это все будет пресечено», — подчеркнул он.

«Наша демократия заключается в том, чтобы государство сделать подотчетным перед народом. Наши дела должны быть открыты, если это не государственная тайна, то люди должны иметь доступ к информации, решению правительства, особенно на местах. Бюджет должен решаться открыто на местных парламентах с участием общественных организаций и людей и отчитываться должны каждые полгода, каждый уровень перед населением, и отвечать на вопросы», — сказал президент Казахстана.

Нурсултан Назарбаев — рекордсмен по длительности пребывания у власти на постсоветском пространстве. Руководит Казахстаном с 22 июня 1989 года сначала как первый секретарь ЦК Компартии Казахстана, затем, с 10 декабря 1991 года как президент Казахстана. Носит официальный титул «Лидер Нации» (каз. «Елбасы»). В апреле 2015 года переизбран на пятый президентский срок на досрочных президентских выборах, по официальным данным набрав 97,75 процента голосов избирателей.




Шохрат Кадыров:


Все монократы постсоветской ЦА одинаковы, да и не только ЦА, а всего бывшего СССР, отличаются они только тем, что правят в не одинаковых условиях и, конечно, имеют некоторые психо-физиологические особенности. Помнится президент демократ Акаев в феврале 1993 г. приезжал в Туркменистан и завидовал вертикали Туркменбаши, мол, в нашей бедной республике такое невозможно. Но к концу правления и Акаев "подсел" на авторитаритаризм , за что и поплатился.

Второй президент Туркменистана первый визит нанес в Казахстан, среди экспертов онный является самой продвинутой страной ЦА и именно это хотел показать своим визитом туркменский Аркадаг, мол, отхожу от  одиозного в своем культе Туркменбаши. Между тем, Назарбаев скопировал свой титул именно у Ниязова, с некоторыми поправками - Елбасы (Путеводитель - ...Сусанин?). Сам же Туркменбаши скопировал (опять таки с национальной спецификой) свой титул с лексемы Баш секретарь, так называли в советское время официально на туркменском языке первого секретаря ЦК Компартии Туркменистана.

Тот же Назарбаев вслед Туркменбаши создал нечто подобное ниязовского супер-органу власти Халк Маслахаты, объединивший все ветви власти с монократом во главе.  Покойный Туркменбаши является олицетворением крайней степени авторитаризма в постсоветском СССР, доходящей до каррикатурности и потому, если уж кто то его копирует, то, ясное дело, что этот кто-то старается править и будет править также как и покойный туркменский президент, ни при каких условиях не допускавший передачи власти и всячески ее оттягивающий.

В конечном счете стал пожизненным. Но при этом всегда говорил, что все равно проведем через 5-6 лет выборы, готовьте кандидатуры, править вечно невозможно, после 70 лет не смогу и т.п. Аккурат после того как 21 июля 2002 года его полномочия истекли, но до этого он с помощью упомянутого Халк Маслахаты стал пожизненным, Туркменбаши сказал еще одну фразу - мы расширим полномочия парламента да так, что к концу его правления Туркменистан чуть ли не превратится в парламентскую или на худой конец президентско-парламентскую республику!

Говорилось это не только потому, что ему было стыдно за то, что он не отдает власть, а еще и потому, что в этом самом 2002 г. Борис Шихмурадов (отставной посол в Китае) обещал в осенью его свергнуть и реально готовил переворот.

Наконец, абстрагируясь от специфики, обратимся к законам психо-политологии. Всякая оттяжка со сменой власти и сменой элит во власти напрягает ситуацию, элита волей-неволей недовольна, она хочет перемен, хочет тоже порулить и это сказывается на работе всего государственного организма. Именно поэтому, а не благородной цели ради, монократы будут "кормить завтраками" подросшую смену словами о том, что расширим права непрезидентских ветвей власти.  При этом нельзя исключать, что такое декоративное расширение действительно произойдет, но сути авторитарного правления не изменит.

***

Обсуждение идеи смены элит в ЦА возникает как признание поражения там идеи демократии: раз нет демократии, нет модернизации, нет прогресса, то давайте поищем эти перемены хотя бы в смене элит.  Это уже смахивает на марксизм, основатель которого писал, что история есть не что иное как смена поколений. Вообще-то, так оно и есть, но чем меньше амплитуда между поколениями, тем меньше перемен.

Давайте посмотрим: за поколение может приниматься  временной интервал минимум от 15 и максимум до 30 лет. А поскольку в ЦА диктаторы правят почти 30 лет, то и возрастной интервал при плавном переходе власти (а он как правило плавный, т.к. культурной почвы для демократии мало), то и интервал получается небольшой. Другими словами к власти приходит не молодежь, а люди в достаточно зрелом возрасте.


Так,  в Туркменистане, где первый президент правил более 20 лет (1985-2006), а возрастной интервал с вторым составляет 17 лет. Если Туркменбаши Ниязов стал первым лицом в стане в возрасте 45 лет (1940-1985), то второй президент вступил в должность в возрасте  в 50 лет (1956-2006). Таким образом, омоложения элит не происходит, а если и происходит, то не принципиальное.

Другое дело социальное происхождение новой элиты. Среди них нет консерваторов-партноменклатурщиков. Однако, партноменклатура обладала большим политическим опытом и соответствующим образованием (Высшая партийная школа при ЦК КПСС или Академия общественных наук при ЦК КПСС). а сейчас страной правит зубной врач. Что лучше - сказать трудно.

Сказать, что коммунист-интернационалист Ниязов не превратился в националиста мы тоже затрудняемся. В том, что теперь к власти придут технари, а не болтуны-гуманитарии. тоже неверно. Акаев -технарь, Ниязов - тоже. Назарбаев и Каримов - тоже технари. И переход  от идеологии коммунизма к к прагматизму тоже будет не нов, об этом заявлялось сразу после роспуска СССР.

Наконец, сказать, что старые были пророссийскими. а новые будут западниками, европейцами - совершенная неправда. Все национальные лидеры стремились получить как можно больше от Запада и отодвинуться от России, конечно, никогда не заявляя об этом открыто. Да и что им могла дать нищая после роспуска СССР Россия.

Главное у новой элиты всегда и везде - это политическое алиби, не замешанность в старых грехах и не оттягащенность старыми политическими обязательствами. Она может спокойно отказаться от старого курса не боясь быть обвиненной в предательстве и измене.

Если смотреть шире, то действия новой элиты имеют больше пространства для политического маневра. В остальном же мы не увидим ничего нового. Все заложенные прежде тенденции в стиле руководства странами сохраняться в будущем и скорее всего усилятся, даже прижизненный культ личности. Правда, переплюнуть в последнем Туркменбаши никому не суждено.