26 июня 2015 г.
Франк Нингуйзен | Süddeutsche Zeitung
Почему русско-китайский козырь не бьет
"В последнее время из-за резкого охлаждения в отношениях с Европой, начавшегося задолго до конфликта на Украине, постулат о добрососедском сближении России и бурно развивающегося Китая стал частью российской государственной риторики", - пишет Франк Нингуйзен на страницах немецкой газеты Sueddeutsche Zeitung. Однако россияне испытывают в этой связи целый ряд страхов. "И эти страхи - несмотря на хваленые газопроводы и прочие совместные проекты - показывают, что у процесса сближения России с Азией существуют вполне четкие границы".
Так, совсем недавно, как говорится в материале, российские власти предоставили китайским инвесторам право на возделывание земли в малонаселенном Забайкальском крае и ведение на ней хозяйственной деятельности на срок в 49 лет. "Все это звучит вполне разумно, - рассуждает автор. - Но националисты в российской Госдуме бьют тревогу и просят вмешаться в ситуацию президента и премьера, рисуя сценарий, согласно которому уже через 20 лет губернатором Забайкальского края станет китаец, и все рабочие места достанутся гражданам КНР". "Всплеск подобных националистических настроений - это как раз то, что меньше всего нужно российскому руководству в то время, когда оно как никогда нуждается в Азии как в политическом и финансовом инструменте", - подчеркивает Нингуйзен.
Также в последнее время Москва и Пекин пытаются создать противовес влиянию США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. "Но грань между партнерством и соперничеством, в особенности по отношению к Китаю, очень тонка. И это не только потому, что старшее поколение россиян еще хорошо помнят территориальные претензии Китая и вооруженный пограничный конфликт. Здесь все уже давно улажено соглашениями. Вместо этого отныне - проект Нового шелкового пути, с помощью которого Китай пытается выйти на рынки бывших советских среднеазиатских республик. Кремль относится к этому очень ревниво", - пишет Нингуйзен.
К тому же союзы по расчету не могут заменить русским "дела сердечные": не случайно дети российских бизнесменов учатся в Лондоне, а россияне изучают английский и немецкий языки, слушают "Роллинг-стоунз" и ездят за покупками и на отдых в Европу. При этом китайцев, корейцев и японцев русские привлекают только там, где им не хватает собственных средств, пишет издание. Да и в Дальневосточном регионе РФ большинство людей ощущает себя скорее европейцами, чем азиатами.
"В результате Россия оказалась перед дилеммой: с одной стороны, она допустила серьезный кризис с Европой, а с другой - понимает, что не сможет заменить ее Азией", - заключает Нингуйзен.
Источник: Süddeutsche Zeitung