"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

понедельник, июня 29, 2015

После Путина будет еще хуже?

29 июня 2015 г.
Михал Кокот | Die Zeit
Россияне боятся будущего без Путина

В последнее время Владимир Путин стал безальтернативным правителем России, пишет Михал Кокот в немецкой Die Zeit. Даже бывшие критики президента боятся, что после Путина к власти может прийти кто-то более страшный.

"Так, нынешний Александр Лебедев - это совершенно не тот Лебедев, который после ухода из КГБ годами выступал против правящей элиты России, критиковал Путина, поддерживал оппозиционера Алексея Навального и финансировал единственное критически настроенное к Кремлю издание - "Новую газету", - повествует Кокот. - Все это Лебедев мог позволить себе благодаря капиталу, составлявшему в 2008 году 3,1 млрд долларов". Но сегодня от этих денег практически ничего не осталось: постепенно Лебедеву пришлось продать свои компании и доли в различных проектах, причем ниже рыночной стоимости, в чем он винит спецслужбы.

Что касается лебедевской критики российского руководства, то в марте этого года бизнесмен, считавшийся одним из самых крупных критиков Путина, заявил о намерении продать свою долю в "Новой газете", а в июне попросил более не называть его оппозиционером. Как пишет автор статьи, "Лебедев - особо яркий пример перемен, случившихся сразу со многими противниками российского президента".

"Массовые антипутинские протесты после выборов в Госдуму в декабре 2011 года закончились тем, что лагерь критиков власти раскололся на три части: одни уехали за границу, другие оказались за решеткой, а третьи переметнулись на сторону Путина. В результате российский президент правит страной безальтернативно, чего не было никогда ранее", - констатирует Кокот.

"Вы должны понять меня. Я чувствую себя словно капитан корабля, который пытается удержаться на плаву во время бури. Я даже не хочу думать о том, что случится, когда корабль перевернется", - говорит Лебедев. При этом то, что вселяет страх в бизнесмена, это вовсе не Владимир Путин, а те люди, которые придут к власти потом.

"Кое-кто сравнивает Путина с Гитлером. Но куда более уместно поставить Путина в один ряд с Паулем фон Гинденбургом, назначившим Гитлера на пост рейхсканцлера. Кто знает, кто придет к власти после Путина", - утверждает Лебедев, ставший поддерживать президента из страха перед возможным мрачным будущем.

Смена взглядов у Лебедева еще больше усилилась после убийства Бориса Немцова, совершенного неподалеку от Кремля. Так же, как и многие другие люди в России, Лебедев полагает, что за убийством оппозиционера стояли сторонники жестких мер из окружения президента, которых Путин более не контролирует, а именно - бывшие офицеры КГБ или армии, считающие Путина слишком либеральным и желающие править Россией железной рукой, говорится в статье.

"Боязнь этого диктаторского элитного круга приводит к тому, что многие цепляются за своего президента", - пишет Кокот, удивляясь, например, что россияне считают экономический кризис, за время которого рубль потерял треть своей стоимости, терпимым. "Это чувство усиливают с помощью государственной пропаганды, которая искажает происходящее на Украине, - говорит руководитель, пожалуй, единственного независимого института изучения общественного мнения "Левада-Центр" Лев Гудков. - Украину показывают россиянам в качестве примера того, что будет, если каждый будет делать что хочет".

Начиная с прошлого года, присоединения Крыма и начала войны на востоке Украины, Гудков наблюдает в российских государственных СМИ разгул пропаганды, "беспрецедентный в новейшей истории России". "Так много ненависти к Западу я не видел даже в советскую эпоху", - говорит Гудков. "В военное время правительству гораздо легче обуздать демократию", - поясняет социолог.

Между тем и другие россияне опасаются будущего без Путина. Так, главный редактор независимой радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов считает, что "в окружении Путина есть кровожадные твари, которые только и ждут, как бы занять властное кресло". "Вот тогда мы столкнемся с самой настоящей сталинизацией", - уверен Венедиктов.

Источник: Die Zeit