"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

суббота, августа 29, 2015

Эти крупные проекты вовсе не существуют только на бумаге

Туркменский импульс афганской экономики
Опубликовано: 28.08.2015 00:01 Печать Туркменский импульс афганской экономики
Автор: Дмитрий ВЕРХОТУРОВ


В четверг президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов совершил официальный визит в Афганистан. В ходе поездки состоялись его переговоры с президентом Афганистана Ашрафом Гани и премьер-министром Абдуллой Абдуллой по широкому кругу вопросов двухстороннего сотрудничества. Конечно, на первом месте стояли вопросы безопасности, поскольку положение в приграничных с Туркменистаном афганских провинциях все еще остается сложным, но при этом большое внимание уделялось экономическим проектам, в частности, двум главным проектам туркмено-афганского сотрудничества: газопроводу ТАПИ и железной дороге в Таджикистан. Наряду с этим стороны обсудили детали реализации целого ряда других транспортных и энергетических проектов.

Эти крупные проекты вовсе не существуют только на бумаге. Туркменистан строит свой участок железной дороги, и по состоянию на июль 2015 года были уложены пути до 23-го километра дороги, уложен балласт до 36-го километра и подготовлено грунтовое полотно до 46-го километра строящейся дороги. Итого, готово 18% из запланированной 123-км магистрали, и до начала следующего года можно надеяться, что будет уложен путь и открыто рабочее движение до 46-го километра, что будет означать готовность дороги на 37% ее протяженности. При сохранении темпов строительства, достройке сложного участка Вахдат — Яван в Таджикистане, участков дороги, пересекающих территорию Афганистана, необходимых мостов и сооружений, можно надеяться, что в середине 2017 года будет открыто сквозное движение поездов от Душанбе до Ашхабада. На данном этапе визит президента Туркменистана в Кабул должен решить вопросы, связанные со строительством афганского участка этой магистрали.

Если смотреть на ситуацию по сообщениям СМИ, в которых главное внимание уделялось талибам и боевикам «Исламского государства», то обсуждение вопросов экономического сотрудничества Туркменистана и Афганистана может показаться неоправданным оптимизмом. Однако, это не так. В Афганистане идет весьма бурный процесс экономического развития, захватывающий целый ряд провинций и отраслей экономики. В качестве наиболее яркого проявления этого экономического развития можно назвать начало строительства газопровода Джаузджан — Балх, которое было начато 6 июля 2015 года при финансовой поддержке США. 95-км газопровод подаст газ с открытых в середине 2000-х годов газовых месторождений провинции Джаузджан в Балх, ставший за последние годы крупным промышленным центром северного Афганистана. Газ будет использоваться для выработки электроэнергии (в Мазари-Шарифе будет построена газотурбинная электростанция мощностью 200 МВт), поскольку импорта электроэнергии из Узбекистана уже недостаточно для покрытия потребления в северных провинциях страны, а также для производства минеральных удобрений и стекла. Хотя ресурсы газовых месторождений провинций Джаузджан и Сари-Пуль не впечатляют и составляют по оценке 2009 года около 50 млрд. кубометров, тем не менее, этих запасов будет вполне достаточно для обеспечения устойчивого роста афганской экономики в течение как минимум 10-15 лет, не считая импорта природного газа из Туркменистана.

Строительство нового газопровода наглядно показывает, что вопрос о сооружении ТАПИ назрел, и дальше откладывать его строительство не имеет смысла. Раньше Афганистан рассматривался исключительно как транзитная страна, но теперь возникают перспективы расширения потребления природного газа в самом Афганистане для нужд развития электрификации и промышленности. Северный Афганистан, имеющий крупные водные ресурсы, необходимые для работы тепловых электростанций, расположенный вблизи источников природного газа, вполне может в близком будущем стать крупным энергетическим центром Афганистана, снабжающим электроэнергией район Кабула, Герата, а также ряд экономически важных провинций. В свете этих перспектив ТАПИ можно строить очередями, первая из которых будет ориентирована на снабжение газом Северного Афганистана, а впоследствии газопровод будет продолжен дальше, в восточные провинции Афганистана, в Пакистан и Индию.

Далее, развитие газопроводов и электроэнергетики в Афганистане позволяет, наконец, сдвинуть с мертвой точки крупные горнорудные проекты, такие как разработка меднорудного месторождения Айнак. Китайская компания MCC получила лицензию на разработку месторождения еще в 2007 году, и планировала начать добычу в 2012 году, однако добыча до сих пор не началась. В прессе часто указывалось на необходимость проведения археологических раскопок, но настоящая причина состоит в отсутствии необходимых энергетических мощностей для переработки руды. Добыча меди из руды с содержанием металла в 2% требует больших затрат электроэнергии на дробление породы, производство рудного концентрата, его переплавку в черновую медь. Даже в таком формате производства полуфабриката на вывоз требуется мощная электростанция. Таковой в распоряжении у китайской компании не было, а построить ее было крайне трудно по причине отсутствия топлива — угля или природного газа. Строительство газопроводов и электростанций на севере Афганистана решает эту энергетическую проблему горнодобычи и позволяет развивать крупные горнорудные проекты. Думается, что в 2017-2018 годах в Афганистане все же начнется масштабная добыча полезных ископаемых.

То же самое можно сказать и о железорудном месторождении Хаджикег, большом и богатом. Здесь также вставали энергетические проблемы. В Афганистане нет запасов коксующегося угля, чтобы организовать доменный процесс переплавки руд, как и нет в настоящий момент транспортных возможностей для завоза коксующегося угля из России или Казахстана, и единственная надежда развития крупного железорудного горно-обогатительного комбината и металлургического завода состоит в расчете на использование газа. Будет природный газ — можно будет выпускать из богатой руды Хаджикега губчатое железо (это ценный полуфабрикат для производства качественных сталей и сплавов), а также очень нужный в Афганистане и в соседних странах металлопрокат.

Таким образом, туркменский газ и ТАПИ в настоящий момент являются ключом к дальнейшему индустриальному развитию Афганистана, и по этой причине весьма желательно, чтобы строительство ТАПИ, хотя бы в формате первой очереди, началось бы незамедлительно.

Транспорт и энергетика дадут дополнительные возможности для развития других отраслей афганской экономики, в частности, бурно растущего в последние годы сельскохозяйственного производства. Например, в провинции Гельманд строится мощный сельскохозяйственный комплекс, включающий в себя крупный склад для плодоовощной продукции на 500 тонн, 250 виноградников и 100 теплиц, а также животноводческий комплекс. Развитие этого комплекса финансируется Министерством по борьбе с наркотиками ИРА. Министерство сельского хозяйства ИРА выполняет обширную программу строительства складов с холодильными установками по всему Афганистану. В августе 2015 года было построено уже 50 складов, в том числе 13 только что завершенных в провинциях Кабул, Кандагар, Нангархар и Балх, до октября 2015 года будет завершено строительство двух складов в провинции Пактия. В сельском хозяйстве Афганистана развивается производство важных и экспортных культур: базилика, шафрана, соевых бобов, арбузов, винограда. По данным Министерства финансов ИРА, за первые полгода 2015 года доход таможни составит 903 млн. долларов, что на 7% выше, чем в предыдущем году. Этот результат оказался неожиданным, эксперты предсказывали снижение экспортно-импортных операций. Рост внешней торговли, выражаемый в увеличении таможенных доходов, сам по себе говорит о существенном росте афганской экономики.

Итак, страна после длительной войны возвращает себе позиции крупного производителя сельскохозяйственной продукции. Развитие энергетики позволяет расширить ирригацию, увеличить производство минеральных удобрений, развить систему складов и предприятий по переработке плодоовощной продукции. Строительство новой железной дороги создаст афганским производителям возможность вывоза своей продукции в страны Таможенного Союза, тем более что со стороны России уже была высказана поддержка поставкам афганских товаров на российский рынок. В этом деле очень многое зависит от Туркменистана. В этом смысле визит президента Туркменистана в Афганистан скорее всего будет очень важным и результативным, стимулирующим рост афганской экономики в частности и всей региональной экономики в целом.

Афгано-турменское экономическое сотрудничество имеет также прямое влияние на сферу безопасности. Во-первых, туркменское правительство, в целях защиты своих интересов, предпринимает активные меры по стабилизации ситуации в приграничных районах. И ситуация в приграничных афганских провинциях, благодаря усилиям туркменской стороны, действительно заметно улучшилась. Во-вторых, любой новый проект, создающий рабочие места, объективно подрывает вербовочную базу для боевиков, поскольку в отряды талибов и «Исламского государства» афганцы идут, в основном, от нищеты. Крупные проекты: ТАПИ и железная дорога сами по себе создают десятки тысяч рабочих мест, и помогают создавать их в смежных отраслях. В-третьих, укрепляется финансовая база афганского правительства. Крупные газопроводные, энергетические, горнорудные проекты могут дать, по ориентировочным оценкам, 2-2,5 млрд. долларов ежегодных поступлений, что серьезно ослабит зависимость Афганистана от иностранной финансовой помощи. Наличие собственных финансовых ресурсов позволяет афганскому правительству самостоятельно содержать многочисленную армию и полицию, что является главным условием для окончательной победы над боевиками.