Свара между Россией и Турцией перекинулась на топливно-энергетический сектор, - Foreign Policy
12:53 10.12.2015
Похоже, новой жертвой охлаждения российско-турецких отношений стал даже топливно-энергетический сектор, замечает в Foreign Policy журналист Кит Джонсон.
В среду Reuters сообщило, что в Турции приостановлено строительство АЭС "Аккую", которое осуществлялось по российскому проекту (в оригинале "под руководством российской стороны". - Прим. ред.). Несколькими днями ранее Турция и Россия заморозили проект газопровода.
В прошлые выходные президент Турции Эрдоган вновь пригрозил, что найдет поставщиков энергоносителей помимо России.
Все это подчеркивает, как стремительно испортились российско-турецкие отношения, отмечает автор. Считалось, что их не затронет словесная война, так как Турция нуждается в российских энергоносителях, а Россия - в турецком рынке. Вдобавок газопровод "Турецкий поток" задумывался как коридор поставок в обход Украины, о котором давно мечтает Россия.
Но Путин, видимо, намерен наказать Турцию за сбитый российский самолет, хотя экономические санкции и приостановление энергетических проектов рискуют нанести больший ущерб российской экономике и российским компаниям, чем самой Турции.
"По сути, "Газпром" вновь и вновь становится заложником внешнеполитических затей Путина", - говорит Сийбрен де Йонг (Hague Center for Strategic Studies).
Правда, на АЭС обстановка неясная. Российские СМИ утверждали, что строительство продолжается. Что же касается "Турецкого потока", то споры о ценах с Турцией омрачали проект с самого начала, говорится в статье.
И все же отказ от "Турецкого потока" станет серьезным ударом по долгосрочным целям России в энергетике, ключевой шаг к которым - оттеснить Украину от роли газового транзитера, рассуждает автор. У России останется единственный выход - расширение "Северного потока", но на пути этого проекта стоит масса препятствий.
"Теперь Путин удвоит усилия в сфере "Северного потока", но делать ставку на него рискованно, - полагает де Йонг. - Если не удастся преодолеть все препоны, России придется свыкнуться с тем, что транзит через Украину сохранится".
10 декабря 2015 г.
Кит Джонсон | Foreign Policy