В этом 2015 году вышла в свет первая книга мемуаров второго секретаря ЦК КП Туркменистана А.И. Рачкова («Дневник второго секретаря ЦК КП Туркмении». М., 2015).
Автор завершил работу и над второй книгой, раскрывающей работу в последующие четыре года в Туркменистане. Сегодня мы начинаем, с разрешения автора, публикацию фрагментов из второй части воспоминаний, которая еще не увидела свет в бумажном издательстве.
1984 г. 2 января, понедельник
Министр Бердыев пришел доложить обстановку. Общее число преступлений в новогодние праздники оказалось меньше, чем в обычные дни. Министр поставил несколько вопросов, решение которых должно улучшить работу МВД. Из них наиболее громоздкий – о продолжении набора личного состава в милицию через партийные организации. Поручил Бердыеву подготовить вместе с двумя отделами ЦК КП проект постановления Бюро ЦК.
Следующий доклад – генерала Згерского. На границе было несколько нарушений, но они не существенны и во-время пресечены. Но вчера в Афганистане был потерян боевой вертолет пограничников. Сегодня утром его нашли, но экипаж погиб…. Расследование ведут офицеры штаба округа. Итоги рассмотрим на Военном совете войск Округа.
Ниязов доложил, что в столице не было особых происшествий, в т.ч. по коммунальному и другим направлениям. Договорились: в ближайшее время подвести итоги года по реконструкции столицы и завершить составление плана таких работ на 1984-й год.
Обстановку в торголе докладывал зам. зав. Отделом торговли ЦК КП Нурклычев. Данных ЦСУ по итогам года еще нет, но оперативно знаем – планы в торговле выполнены почти по всем показателям.
С Жуленевым и Чарыевым обсудили подготовку к пленуму ЦК КП. Они уже сдали в печать свои разделы основного доклада. Завтра эти раздела попадут ко мне. А докладчик Гапуров, хотя он пока еще в Москве.
Пригласил Овлякулиева, чтобы посмотреть уточненный план организации работы Молодежного центра. А план не готов! Похоже, что те, кто работал над этим планом – то ли не осознали важности этого Центра, то ли просто не могут. Трудно идет создание моего детища, можно сказать – голубой мечты… Придется опять делать за кого то самому – оргплан завершения работ по созданию Центра и проект «Положения о Молодежном центре ТССР». А ведь на этих документах должны быть визы десятка министров и многих других руководителей республики.
Еще одно непростое мое начинание – по перевозкам большегрузными автомобилями свежего винограда уникальных туркменских столовых сортов в Москву. Если можно везти из Болгарии, то почему нельзя везти из Туркмении? По всем дорогам этой трассы я проезжал и не раз. А по Ростовской области даже за рулем ЗИС-5, перевозя стройматериалы во время моей шоферской стажировки.
Сегодня ко мне пришел зам. министра плодовощпрома республики Абдуллаев, который перед Новым годом был в Москве. Там, по моему поручению, он провел переговоры с Мосплодовощторгом. Москвичи, конечно же, примут известный в стране туркменский виноград с удовольствием. И вообще, в Центре России спрос на виноград не ограничен.
Предварительные расчеты показали рублевую выгоду для москвичей и для нас. А маршрут я уже просчитал, как офицер автомобильных войск. Но окончательно дело покажет себя после пробных рейсов. Конечно, здесь много трудных обстоятельств и в Москву ягоды могут попасть прелыми. Тем более, что я решил провести первые перевозки не авторефрижераторами, коих у нас мало, а автоколонной из обычных большегрузных автофургонов. Первый рейс будет в январе, а остальные рейсы – с июня, когда созревают ранние сорта и до конца года – в жаркие дни. Обдумывая все тонкости новых перевозок, я не мог не вспомнить свой жизненный опыт. Жаркий август 1942 года. Наш эшелон движется от Красноводска на восток по Каракумской пустыне. Движется медленно, долго стоит на полустанках из-за недостатка паровозов. И вот тогда я ощутил что такое резко-континентальный климат: днем невыносимая жара, а ночью – нетерпимый холод… Значит, если мы летним вечером загрузим виноградом грузовики где-то за 300 км от Красноводска, то их можно дует не только прогнать по холодку до моря, но и переправить в Баку паромом. А там уже и жары такой нет и асфальт до Москвы…
Предложил Абдуллаеву в короткие сроки сформировать автоколонну и провести пробный рейс. Но в этой колонне должны быть два сотрудника высокого ранга и офицер милиции. Готовность колонны я проверю сам в месте погрузки.
Вторая половина дня ушла на работу с отделами ЦК.
Продолжение следует.