"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

пятница, февраля 26, 2016

Рахим Эсенов. Воспоминания. Фрагменты из новой книги. За кулисами кланов...



История с преследованием честного человека, специалиста, пользовавшегося в народе заслуженным авторитетом, была не случайной: за ней, за подковерной борьбой лежали интересы кланов.
На постсоветском пространстве появилось немало интересных исследований о национальной политике, об истории партийных кланов, о советской партэлите. В книгах Вадима Кожинова, Н.А. Зеньковича, Н.Э.Масанова и других анализируются  подточившие основу советского государства причины, главная из них то, что Москва  совершила грубые просчёты в экономической, социальной политике, которые и привели к распаду Советского Союза.

С установлением советской власти в Средней Азии появились реальные возможности для объединения, к примеру, туркмен, живших отдельными родами, племенами. Этому прогрессивному процессу – консолидации туркмен в единую нацию – помешали, мягко говоря, ошибки, допущенные Центром в национальной политике. Вместо демократизации процесса его взялись направлять, мягко говоря, командно-административными методами. Насилие никогда не приводила к добру. Процесс образования нации, естественно, затормозился, ожидаемого смешения племён не произошло, а родоплеменные отношения, наоборот, окрепли, ушли в себя.

Предназначение первых лиц в республике из представителей  крупных племён не только не способствовало объединению, наоборот, разобщало народ, укрепляло родоплеменные отношения, подогревало между ними распри. Вся креатура верхов неизменно придерживалась в кадровой  политике одного и того же принципа: опиралась на  сородичей, преимущественно назначая их во властные структуры. И всякий раз со сменой главы государства, то есть партийного бонза, сменялось и его окружение, то есть весь чиновничий аппарат партийной и  государственной машины.

Стоило первым секретарем ЦК стать текинцу Шадже Батырову, как все властные структуры в основном заняли ахалцы. Даже в глубинках, не говоря уж о районных и областных руководителях партийных и советских органов, назначались посланцы Ашхабада. Удивительно, что такой умный и талантливый деятель как Батыров – о нём я подробно поведал в предыдущей третьей книге воспоминаний – сделавший так много для развития Туркменистана, укрепления его государственности, к сожалению,  тоже не был свободен от родимых пятен клановости. Но не сказать об одном весьма существенном принципе в подборе кадров, которого придерживался Батыров, будет несправедливо. Многие руководящие работники в областях и районов назначались из кизыларватцев, вчерашних рабочих вагоноремонтного завода, грамотных, знающих русский и родной языки. Кизыл-Арват –  интернациональный город, хотя он входит в Ахал, но жители его  ахалцами себя не считают.

Народная память хранит один из многих  эпизод, характеризующий  достойного сына туркменского народа, для которого племенная принадлежность не заслоняла интересов  дела.
В первый послевоенный год по окончанию Ашхабадского пединститута в Ташаузский оазис по распределению приехал молодой выпускник, по специальности географ. Из области его направили в одну из школ отдалённого района, где  встретили не очень-то приветливо. Под жилье отвели какую-то саманную кибитку-развалюху, дескать, холостой, выдержит  и часов для преподавания выделили не ахти густо. Как-то, коротая вечер со школьным сторожем, совмещавшим  охрану с преподаванием военного дела, он, как бы, между прочим, обронил: «Придется домой возвращаться… Дядя обещал в обком позвонить обо мне, да видать с делами закрутился…» - «А кто твой дядя?» - спросил военрук.  Молодой географ помялся, тихо произнёс: «Шаджа Батыров». – «А почему тебя в Ашхабаде не оставил?» - недоверчиво спросил военрук. -  «Директор института договорился с минпросом, а дядя узнал и дал всем нагоняй, а мне сказал: езжай, покажи себя, будешь хорошо работать, сам вызову тебя в Ашхабад. Не пристало мне племянничка под боком пригреть. Что люди скажут?..».
На другой день племянника вызвал к себе директор школ и извиняющимся тоном сообщил, что поручает ему классное руководство над 7-м классом  и прибавляет часы по географии. Так что теперь он будет получать зарплату по полной ставке. Не прошло и недели, как его в гости пригласил председатель, а затем и парторг колхоза, а там по бездорожью прикатил и сам заврайоно, привез приказ о назначении Егена – Племянника (так его и прозвали) директором школы.

Кибитку ему сменили на двухкомнатную квартиру, освобожденную бывшим директором школы. А вдруг парень жениться надумает – как не проявить заботу о молодом специалисте? Прошел год-другой, Еген оказался  на редкость хорошим организатором, добросовестным человеком, словом, достойным своего дяди,  вывел школу в передовые по успеваемости и дисциплине.

И вот однажды в область приехал Шаджа Батыров, посетил он и   хлопководческое хозяйство, где работал Еген. Встретился с хлопкоробами,  активом. Парторг  колхоза, оставшись наедине с Батыровым, как бы между прочим, сказал: «А мы вашего Егена директором школы назначили. Мировой парень. Люди его уважают. Только вот жениться бы ему…». Батыров как-то загадочно взглянул на собеседника, словно для него это было новостью, но промолчал, перебирая в памяти всех своих близких родственников. Он еще долго беседовал с парторгом  о колхозных делах, а про себя пришел к выводу, что никто из его сородичей в Ташаузском оазисе не жил. Но почему он промолчал, если у него такого племянника нет? А молчание знак согласия. Однако всё же  хотелось взглянуть на  самозванца. С его стороны, наверное, будет жестокосердно, что приехав в такую даль, не повидать «родного Егена». И Шаджа Батырович, как бы, входя в роль дяди, вспомнил:

- Хорошо напомнили, пригласите Егена, хоть повидаюсь с ним накоротке. Всё времени не было.

В председательском кабинете кроме Батырова никого не было. Еген заплетающимися ногами еле вошел в помещение и застыл на пороге. Цвет его лица слился с цветом его выцветшей серой косоворотки. Шаджа Батырович, поняв состояние парня, приветливо улыбнулся, пригласил его сесть, налил ему пиалу чая, расспросил о делах школы, похвалил, что о нём в колхозе отзываются с похвалой. А когда стали прощаться, Шаджа Батырович, ухмыльнувшись, как бы в шутку спросил:

- Может, я не знаю всех родственников, но с какой стороны ты мне племянником доводишься?

- Извините меня, Шаджа Батырович, - чуть ли не плача заговорил Еген. – Никакой я вам не племянник. Родом я из Шагадама, но родился в Бахардене, отец мой там служил пограничником…  Приехал я сюда по распределению, на меня ноль внимания. Месяц ночевал в школе, часов дали на четверть ставки. Как проживёшь? А тут так заведено, или имей сильную руку родича в верхах, или родись их соплеменником. И тогда вспомнил, что я, как и вы, родился в Бахардене и выдал себя… за вашего племянника. Вы уж простите. Вскоре опомнился, что нечестно поступил, но отступать уже  было поздно… Переживал, ночами не спал: думал, узнают, с позором из колхоза изгонят… Но я из всех сил старался быть достойным вашего имени…

Шаджа Батырович был  растроган, на прощанье пожал руку Егена, добродушно сказал:
- Так держать, если ты племянник Батырова. Верю, что не подведешь меня.

А вот другая история, тоже о племяннике, но уже связанного  с родичем  президента Ниязова.  
В одну из своих поездок Сапармурад Атаевич заехал по дороге в посёлок имени Овезберды Кулиева, названный так в память о славном краскоме, об одном из первых туркменов-коммунистов. Его раздражало, что вчерашний разъезд, выросший в маленький город, хотя и переименован, люди всё еще называли его по имени славного сына туркменского народа, погибшего в гражданскую войну. Президента больше всего бесило, что герой приходился родным дядей Кулиеву Абды,  до недавнего министру иностранных дел Туркменистана, но выступившего против диктаторской политики Ниязова, и в знак протеста подавшего в отставку и ставшего диссидентом. Мнительному президенту всё оборачивалось как назло: к бывшему разъезду, раскинувшемуся под боком Ашхабада, заезжие иностранцы проявляли живой интерес, особенно к имени и подвигу Овезберды – когда жил, как погиб – несомненно, связывая это с именем его родного племянника Абды, тоже проявившего мужество, бросив вызов антинародной политике туркменского правителя. В порыве ревности – это порочное чувство Ниязов питал даже к мертвым – был издан президентский указ о переименовании посёлка в этрап (район) Рухабад, но люди по-прежнему продолжали называть его Кулиевским. Ох, уж эта фамилия: она у Ниязова в печёнках сидела!

Однако Сапармурад Атаевич тешил себя инспекторскими наездами,   сваливаясь, как снег на людские головы, от чего он испытывал сладостный кайф, равносильный дозе терьяка-опия, принимаемой им после обеда с чашкой кофе. Он садистски наслаждался суетой и растерянностью подчиненных, их глухой перебранкой, вызванных его неожиданным появлением. Зуд инспектирования обычно  возникал  при смене сезона,  весной и осенью, когда у него обострялась паранойя. Он её не чувствовал, но почему-то его дражайшая половина, раздражённая его неадекватными выходками, с сердцем бросала: «Ты же шизофреник! Тебе лечиться надо…»

Баба она и есть баба! – рассуждал Сапармурад с самим собою. У ишака холки не бывает, у бабы – ума. Что она мыслит в государственных делах? Но в минуты просветления он спохватывался: «Стоп! Не её ли заботами, её еврейскими корнями я до заветного президентского кресла добрался?..». Но это другой разговор…

Рухабад – новый этрап  с таким искусственным названием, как административная единица, появился недавно, и его руководители пока не могли ничем похвастаться. И кто-то из них, чтобы ублажить вечно недовольного президента уговорил главу этрапа: выдвинуть грузчика Байгельды, сына Гутлы, двоюродного брата Ниязова – заведующим складом. Вновь выращенный кадр приходился президенту двоюродным племянником. Но у туркмен парень из отцовского рода считается – братом. Племянником, то есть Егеном, является тот, кто произошёл по материнской линии, и его ни в коем случае не называют братом.  Туркмены очень дорожат любым своим родством, особенно по отцовской крови. Любой односельчанин – родич и даже те, как говорят туркмены, көпирде гөти галташмадык   тоже считается  близким. Не прошло и полугода, как Байгельды стал руководителем крупного ОРСа. Этот сервильный акт совершили как «приятный сюрприз» для президента перед самым его очередным приездом в Рухабад.

 И вот кто-то из беспозвоночных деятелей, надеясь заслужить высокую благосклонность, зная как Ниязов обожает подхалимаж, едва успел сказать: «А мы вашего брата Байгельды назначили генеральным директором ОРСа…», как его едва  не хватил удар.
Что тут было! Ниязов метал гром и молнии и чуть ли не с кулаками подступил к окружившим его подхалимам, ожидавшим его похвалы.

-  Убрать, немедленно убрать! – разразился он отборным матом. Нет у меня никакого брата! Где они были, когда я осиротел?..

Братьями, то есть роднёй, Ниязову приходились  чуть ли не все обитатели  села Кипчак, на коих таил горькую обиду, особенно на родного дядю по отцу и на других родичей, что в лихолетье, как он считал, не проявили о нём заботу, а отдали в детский дом. Поэтому кипчакцы, не только они – все туркмены, весь белый свет – вызывали у него злобу и он с этим душевным изъяном прожил долгие годы, лелея мечту, отомстить всем людям за своё сиротство. По его собственному признанию, свою месть втайне вынашивал со студенческих лет, обучаясь в Ленинграде. Не расставался с ней, выучившись на инженера, работая ответственным работником ЦК КПТ, став первым секретарем Ашхабадского горкома партии. Чудовищно! Но это – факт, не воспринимающий здравым человеческим рассудком.  И,  добравшись до президентского трона, он с наслаждением мстил всем, без разбору, видя в них… виновников своего обездоленного детства.

Давая волю своим необузданным чувствам, он не задумывался: что же люди подумают о нём? Те, к кому притворно обращался: «Моя милая нация!» и источал в её адрес медоточиво-лживые похвалы.  Ниязова абсолютно не интересовало будущее нации, её объединение в единую семью – заветная мечта передовых мыслителей многих поколений была для него пустым звуком. Подобным правителям независимость и нейтралитет, а также абсолютная власть необходимы  для того, чтобы держать свой народ в узде, в изоляции,  сеять семена раздора, еще глубже развивать в нём традиции консерватизма, к которому туркмены исторически привержены.