"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

суббота, марта 01, 2014

За 14 недель и два дня мирный протест студентов на Майдане вылился в народное восстание.

100 дней Майдана

"Вести" проследили историю митинга под стелой Независимости
Олег Макаричев ■ 1 марта | 8:43


За 14 недель и два дня мирный протест студентов на Майдане вылился в народное восстание. Флаги и транспаранты пикетчики сменили на палки и щиты, а требования к власти переросли в жесткий ультиматум.

Первая неделя акций протеста (21-27 ноября) прошла под проевропейскими лозунгами. Поводом для начала массовых акций послужило заявление Кабмина о приостановке подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС. В этот же день в 22:00 на Майдане Незалежности в Киеве журналисты и общественные активисты разбили палаточный городок.

На следующий день протестную эстафету подхватили студенты и города Львов, Ивано-Франковск, Харьков, Ужгород, Харьков. Спустя два дня самый массовый со времен Оранжевой революции многотысячный митинг перерос в стычки под Кабмином – арестованных и избитых не было. Тогда еще все были уверены, что президент Виктор Янукович на саммите в Вильнюсе сможет изменить свое решение.

Евромайданы также прошли в ряде городов мира – Праге, Лондоне, Вене, Париже, Берлине, Торонто, Женеве, Тбилиси.

Во вторые семь дней массовых протестов (28 ноября – 4 декабря) произошел первый переломный момент – после безрезультативного возвращения президента из Вильнюса был отдан приказ разгона Евромайдана, от кадров которого содрогнулась вся страна. Бойцы "Беркута" под покровом ночи буквально смели сотню студентов, которые стояли под стелой Независимости – пикетчиков грубо забрасывали в автозаки, а также жестоко добивали в прилегающих к Майдану дворах.

Если провал евроассоциации Януковичу люди еще могли простить, то кровавый разгон студентов уже нет. Утром перед Михайловской собором, где получили убежище спасающиеся от силовиков пикетчики, начали собираться люди. Не дождавшись адекватной реакции первых лиц страны на действия силовиков, 1 декабря люди захватили здание КГГА и Дом профсоюзов, оттеснили милицию с Майдана и заблокировали работу Кабмина.

В этот же день пикетчики попытались взять штурмом Администрацию президента. Тогда киевляне и гости столицы впервые услышали взрывы гранат и ощутили вкус слезоточивого газа – счет пострадавших и арестованных в ходе массовых акций протеста был открыт.

На Майдане вновь разбили палаточный городок, а западные области начали переброс неравнодушных в столицу. В оппозиционном лагере произошел раскол на радикалов и "умеренных".

Третья семидневка столкновений (5 декабря – 11 декабря) началась с относительного спокойствия – митингующие устраивали лежачий протест под Генпрокуратурой и расширяли границы Майдана, а оппозиционеры и власть разбирались с фактами избиения людей. А уже 8 декабря столица осталась без Ленина, а с 9 декабря – без метро.

После пяти дней блокады на военной базе в Василькове в Киев прорвалось подкрепление внутренних войск, которое буквально с колес расчистило правительственный квартал от баррикад. Действия правоохранителей только мобилизовали протестующих, и уже 11 декабря была отпразднована первая победа – штурм "Беркутом" здания КГГА захлебнулся из-за активного противостояния людей.

После этого президент Виктор Янукович согласился на переговоры с оппозицией, а столичные власти открыли центральные станции метро, которые три дня были закрыты.

Следующие семь дней митингов (12 – 18 декабря) можно назвать периодом затишья. Во властных кругах длились переговоры по урегулированию ситуации в стране, СМИ и политики сообщали о подготовке массовых провокаций и угрозе использования оружия против демонстрантов.

14 декабря в Киеве открылся второй Майдан с приставкой "анти". На Европейской площади в поддержку действующей власти собрались несколько тысяч человек. Митингующие поселились в Мариинском парке, откуда бегали кушать и слушать музыку в оппозиционный лагерь. По обе стороны баррикад царило спокойствие.

С 28 по 34 протестный день (19-25 декабря) активисты занимались пикетированием судов, МВД, ГПУ и заседания Киевсовета. Верховная Рада приняла первую амнистию участников митингов, после чего приверженцы партии свернули свой бессрочный митинг и освободили Мариинский парк. Активисты Евромайдана также начали понемногу расходиться.

С 22 декабря силовики впервые заблокировали доступ к Мариинскому парку и правительственному кварталу – военные грузовики с автобусами выстроились около стадиона "Динамо", улицы Садовой и возле Крепостного переулка.

Шестая семидневка протестов (26 декабря – 1 января) прошла мирно и празднично. Пикетчикам на главной площади страны установили елку и пообещали новогодний концерт в исполнении Pink Floyd и Modern Talking с мировым рекордом по исполнению Гимна. В итоге зарубежные артисты не приехали, а озвученные рядом СМИ 500 тыс. человек не смогли в унисон исполнить "Ще не вмерла Украины".

Этот период также ознаменовался появлением нового мощного движения под названием Автомайдан. 29 декабря колона активистов на авто провели пикет у ворот Межигорья. Позже автомобильные вылазки к имениям главных представителей власти стали традицией.

В период с 2 по 15 января у снежных баррикад и в палатках под стелой Независимости обитало несколько сот активистов. Лидеры оппозиции с призывами разъезжаться по домам свернули традиционные воскресные Вече, а Майдан зажил тихой и размеренной жизнью. В тот момент казалось, что протестные настроения прошли вместе с посленовогодним похмельем.

На девятую неделю митингов (16-22 января) ситуация сильно накалилась. И помогли этому депутаты, которые 16 января в "ручном" режиме проголосовали за законы, направленные на сужение свобод граждан.

Крещение Майдан уже отпраздновал с "коктейлями Молотова" - на Грушевского некогда мирная акция переросла в жесткое противостояние. Радикалы жгли автобусы и грузовики милиции, забрасывали их камнями и петардами. Те, в свою очередь, отвечали шумовыми гранатами, слезоточивым газом и освежающим водометом.

На еще один праздник – День соборности – правоохранители пустили в ход травматическое оружие. Под конец дня страна получила трех погибших и две сотни раненых.

Юбилейная неделя Майдана (23-29 января) ознаменовалась волной захватов ОГА и новым раундом переговоров. На протестной волне с 22 января по 27 января было захвачено 10 обладминистраций. Особо ожесточенные столкновения происходят в Чернигове, где милиция отбивает нападение и начинает зачистку среди населения. Протесты проходят почти во всех областях страны. В Киеве же захватываются Министерства энергетики и юстиции - в правительстве всерьез заговорили о введении режима ЧП.

Стабилизировать ситуацию удалось Верховной Раде – она отменяет скандальные законы от 16 января и объявляет новую волну амнистий участников акций протестов. Премьер Николай Азаров подает в отставку.

В февраль страна входит с надежной на мир. Следующие две семидневки (30 января - 12 февраля) проходят без боевых действий, на волне Олимпиады и освобождений арестованных активистов. В это время на Майдане проходят субботники, творческие вечера и концерты. Идиллию потревожил лишь взрыв посылки в Доме профсоюзов.

Тринадцатая семидневка (13-19 февраля) войдет в учебники истории – после освобождения здания КГГА и всех ОГА протестующие двинулись колонной к Верховной Раде в поддержку Конституции-2004. Однако на подступах к парламенту милиция открыла огонь по активистам, а те, в свою очередь, принялись жечь грузовики и все на своем пути.

Бои продолжались всю ночь и еще два дня. За 72 часа перестрелок и снайперских атак родилась "Небесная сотня" – во время столкновений погибло 77 человек.

Президентом сразу же были инициированы переговоры с оппозицией по выходу из ситуации, однако миром они не закончились. По всей Украине начались захваты ОГА, погромы милиции, штурмы зданий СБУ и воинских частей. Страну лихорадило вплоть до 22 февраля, пока митингующие не взяли Межигорье, а Виктор Янукович предусмотрительно покинул границы Киева.

Далее события разворачивались на политической арене страны. В период последних 10 дней (с 20 февраля по 1 марта) вся страна наблюдала за полной сменой власти: президент был отправлен в отставку, Рада получила нового спикера и большинство, был переизбран Кабмин и отменен ряд скандальных законов.

Майдан превратился в орган контроля. Каждый свой шаг политикам приходилось согласовывать с людьми в касках. Также по всей стране выросли блок-посты самообороны, которые контролировали передвижение милиции, военных и тормозили беглых чиновников.

На фоне затишья в городе на Днепре, на полуострове в Черном море развернулся столичный сценарий – Верховный Совет и аэропорты захвачены, а по городским улицам ездят российские БТРы.