"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

суббота, марта 01, 2014

Почему России не выгодна война за Крым

По объективным политическим и экономическим причинам России на Украине меньше всего нужна сегодня «маленькая победоносная» война, не говоря уже о большой и затяжной.
Разумной альтернативой может быть только долгосрочная стратегия выстраивания связей с пограничными регионами, которые интересуются расширением сотрудничества с Москвой.

Пресс-конференцию находящегося в бегах президента Украины Виктора Януковича решили провести на территории России — в Ростове-на Дону, ближайшем к Крыму российском областном центре. С учетом того что Россия предоставила Януковичу не только убежище, но и трибуну, любые его действия теперь будут восприниматься миром и Украиной как напрямую согласованные с российской властью. Другими словами, Янукович, которого Россия, судя по всему, решила использовать в качестве «легитимного президента», становится частью стратегии Москвы в отношении воцарившейся в Киеве власти. Напротив, «майданное правительство» описывается сейчас российскими официальными лицами как нечто сомнительное и требующее дополнительной юридической экспертизы.

Но каков же сам этот «план Москвы»? Горячие головы, включая депутатов Рады, кричат о том, что «Россия готова начать войну». Министр «правительства Майдана» Аваков сегодня на своей странице в Facebook заявил о «вооруженной агрессии», а Верховная рада приняла обращение к ООН, требуя созыва Совета Безопасности.

Между тем формально в Крыму нет ни стрельбы, ни даже столкновений демонстрантов, представляющих различные лагеря. События там развиваются по тому самому сценарию, что и до того в большинстве областей Украины — правда, административные здания захватывают люди совсем под другими флагами.

В Крыму наблюдается то самое, к чему апеллировали организаторы киевского Майдана, — широкая поддержка происходящего населением. Крымские татары пока, пусть и к удивлению многих, скорее сохраняют нейтралитет. Потому никаких внутренних предпосылок для возникновения кровавого конфликта в Крыму сейчас нет. Любая нестабильность может прийти сюда только извне.

В этой ситуации Москве выгоднее не «вводить войска» — непонятно куда и зачем, — а просто выжидать, время от времени демонстрируя миру «легитимного президента» Януковича и помогая финансово своим союзникам на Украине, будь то Крым или Донбасс.

Военная операция, скажем, по захвату Крыма, помимо громадных дипломатических минусов, окажется, скорее всего, и бесполезной. Реальная задача Москвы сегодня — не контролировать центральную украинскую власть, а выстраивать тесные связи с региональными лидерами, что в условиях коллапса власти центральной требуют себе новых полномочий. Перспективна с этой точки зрения и инициатива выдачи украинцам российских паспортов по упрощенной процедуре. Как сообщил на днях украинский посол в Москве, едва появилась эта информация, в посольство стали поступать сотни запросов от украинских граждан с просьбой прояснить, когда именно и как можно будет получить российский паспорт.

Прямой военный конфликт крайне опасен для Москвы и с экономической точки зрения. Ситуация в России сегодня кардинально отличается от той, в которой Москва пять с лишним лет назад проводила операцию по «принуждению к миру» Грузии, отвоевав у нее Абхазию и Южную Осетию и затем признав их независимость.

Тогда наша страна была на самом большом с начала века экономическом подъеме, глобальный экономический кризис еще не наступил. При этом за пятидневную войну с маленькой Грузией Россия заплатила оттоком из страны по меньшей мере $50 млрд.

Сейчас Россия вступила в полосу стагнации, причем вызванной во многом именно внутренними причинами. Что признают и сами российские власти, вплоть до президента. И одномоментный отток даже $50 млрд (а в случае войны с Украиной и без того не прекращающееся бегство капитала из России может стать просто паническим) для нее окажется крайне болезненным экономическим ударом. Уже в четверг, на фоне новостей из Крыма, российский фондовый рынок упал на 1,7%.

События на Украине оказывают дополнительное негативное воздействие на рубль, и без того слабеющий рекордными за последние годы темпами. Серьезные столкновения на границе двух стран-соседей могут привести к панике на валютном рынке.

Россия только что провела очень дорогую Олимпиаду и должна провести через четыре года не менее дорогой чемпионат мира по футболу. Дефицит региональных бюджетов в 2013 году по сравнению с 2012-м увеличился вдвое и достиг 700 млрд руб. Покрывать его нечем. Страна рискует оказаться в ситуации, когда не сможет выполнить социальные обещания президента, содержащиеся в его майских указах 2012 года. Не на что будет повышать пенсии и зарплаты бюджетников, впервые при Путине может начаться реальное падение доходов населения. Сам Крым тоже политически и национально неоднороден: в случае прямого вмешательства Россия рискует получить еще одну «горячую точку», к тому же создав прецедент для роста сепаратистских настроений внутри страны.

Попытка военного вторжения на Украину — это и прямой путь России к полномасштабной холодной войне с Западом. Напротив, в нынешней ситуации Москве разумнее апеллировать исключительно к нормам международного права. Тем более что нежелание победы на Украине откровенно профашистских сил наблюдается сегодня и в Европе. Недаром многие европейские политики осудили отмену закона, который давал русскому статус регионального языка в восточных регионах страны. Кроме того, под давлением ОБСЕ Рада отказалась от своей идеи запретить на территории Украины вещание российских телеканалов. Сегодня в той же Германии есть серьезные опасения относительно роста ультраправых настроений, и появление контролируемого «Правым сектором» государства с населением в 45 млн человек явно не входит в планы Ангелы Меркель. Кроме того, у Европы сейчас просто нет финансовых возможностей помогать Украине, неслучайно в четверг министр иностранных дел Германии Штанмайер призвал Москву оказать Украине финансовую помощь.

Используя эти общие интересы, Россия и Евросоюз постепенно наверняка смогут прийти к консенсусу о том, каким образом можно помочь появлению стабильной и независимой Украины, которая была бы не «яблоком раздора», не пороховой бочкой, а, напротив, объединяющим две части европейского континента элементом.

тут