"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
суббота, мая 17, 2014
Психотравма переносится на подсознательном уровне на следующие поколения
6/05/2014 11:52
Украина до "желтого дома" не доведет
Зарубежные и российские психиатры разошлись во мнениях относительно влияния геополитических событий на психическое здоровье людей. Российские врачи изменений не наблюдают, а иностранцы говорят о посттравматическом синдроме следующих поколений.
Обыватели с тревогой вглядываются в информационное пространство: сюжеты и новости с соседней Украины, звучащие уже чуть ли не из чайника, находящаяся в "ломках" Европа и туманные санкции, которые рядовых вроде бы не касаются, но все равно как-то не по себе… О войне судачат бабушки на лавочках, а дети в младших классах школ всерьез обсуждают, поедут ли они летом с родителями на юг, или из-за грядущего экономического кризиса не получится. И как острая приправа — новости местные: отец расчленил и закопал жену и двух маленьких детей, глава семейства выкинул из окна родных, подростки зверски забили битами и перерезали горло мальчику.
Даже не очень внимательный и не слишком мнительный человек готов предположить существование некой взаимосвязи между этими составляющими. Казалось бы, логика очевидна: насмотрелся товарищ новостей про Украину — и давай вымещать тревогу и душевную боль на близких и родных, в которых он видит то ли Путина, то ли Бандеру… Получается, прав был Владимир Высоцкий, когда еще лет 40 назад в своем "Письме с Канатчиковой дачи" (которая, как известно, психбольница) призвал не пугать людей с тонкой душевной организацией всякими страшилками, а тихо-мирно рассказывать "про реактор и любимый лунный трактор"?
"Не следует преувеличивать влияние СМИ на психическое здоровье людей, — успокоил известный психиатр из Израиля, доктор медицинских наук, профессор Шмуэль Тиано, находящийся сейчас в Петербурге на XVII Всемирном психиатрическом конгрессе. — Хотя это влияние, безусловно, все-таки есть. Еще в Германии лет 20 назад было описано, как СМИ влияют на население и его психическое здоровье. Если, например, по телевидению показывали фильм о самоубийстве, то количество самоубийств в реальной жизни возрастало, причем особенно сильно сюжеты влияли на детей. Или если раньше преступления сексуального характера отмечались у подростков с 16-18 лет, то теперь — уже с 11-ти. И мы знаем почему: это интернет, фильмы, телевидение. Дети переполнены информацией, и ту информацию, которую должны получать позже, получают значительно раньше".
Вместе с тем доктор Тиано считает, что с "украинизацией" российским СМИ далеко до ситуации, которая была, например, в Косово, щедро транслировавшейся по всему миру. Да и в целом вполне можно обойтись без поисков черной кошки в темной комнате, которая давно уже нежится где-нибудь на крыше с котом.
"Ирландия, Косово… Эти события намного более жестоки чем то, что происходит на Украине сейчас. Я могу сказать одно: пресса показывает то, что люди хотят видеть. Однако давайте поймем, что мы все-таки можем выбирать — смотреть это или не смотреть. И это магический круг – что хочешь, то и получаешь. Но я не думаю, что есть прямая связь трансляции ситуации по Украине и дезадаптацией наших пациентов. Если не показывать новости, то зрители выберут ужасы и будут смотреть их", — отметил эксперт.
Однако психиатр из Польши, профессор Ежи Александрович с коллегой не согласен. Он считает, что уровень беспокойства традиционно выше в тех странах, которые живут в нестабильной обстановке. Например, в том же Израиле.
"У них более серьезные проблемы, чем у нас, например. И это беспокойство нагнетают политики и СМИ. Это является фактором для создания беспокойной обстановки. Я хочу сказать, что пресса виновна".
Добиться от профессора Ежи Александровича достоверной статистики, подтверждающей его доводы, не удалось. О научных данных он говорить не стал, заметив, что основывается лишь на своем опыте и наблюдает косвенную связь между тревожной геополитической обстановкой, сообщениями в прессе и ростом тревожности или иных психопатологий у пациентов.
Более педантично относятся к этой темы психиатры из Германии. Так, президент Немецкой академии психоанализа профессор Мария Аммон рассказала, что психотравма переносится на подсознательном уровне на следующие поколения. Например, страх войны, нестабильности, социальные беспокойства в большей степени отмечается у тех, кто сам с подобным не сталкивался и такой травмы не имеет.
"В Германии послевоенные поколения ощущают страх войны гораздо сильнее, чем даже дети и внуки поколения 1940-х. Дочь человека, прошедшего войну и весьма мало вспоминавшего о ней, каждый раз начинала плакать, лишь только речь заходила о Второй Мировой. Исследования показывают, что только третье поколение избавляется от подобных страхов", — отметила немецкий психоаналитик.
В дискуссию вступила Анна Васильева, ведущий специалист Санкт-Петербургского научно-исследовательского психологического института им. В.М. Бехтерева. Она как практикующий психиатр, ведущий прием больных, заметила, что ни в последнее время, ни ранее не замечала "очереди из людей, которые формулируют события на Украине и прочие мировые катаклизмы как содержание своей тревоги". Психиатр также сообщила, что в 35-томном труде "Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне" содержатся научные данные прямо противоположного звучания: в состоянии внешней угрозы количество психических заболеваний резко снижается.
Между тем участники масштабного международного психиатрического конгресса отметили, что в современном мире постоянно регистрируется рост психических расстройств, и особенно так называемых пограничных состояний — состояний между нормой и заболеванием. Так, по данным Минздравсоцразвития, в 2012 году было зарегистрировано на 100 тыс. случаев заболеваний больше, чем в 1993 году (280,6 случаев на 100 тыс. населения по сравнению с 212,1 в 1993 году). Впрочем, многие специалисты склонны связывать пессимистичные данные статистики с тем, что люди стали чаще обращаться к профессионалам за помощью, а не с тем, что произошло на Майдане.
Марина Бойцова
Подробнее: